Найти тему
Вижу красоту

Лариса Григорьева: путь от первого признания на ЛФЗ к всенародной любви

Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы «Капля»). Сервиз «Подснежник». 1960. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5331. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы «Капля»). Сервиз «Подснежник». 1960. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5331. Источник: vk.com/ipm_ru

Друзья, 12 января – в день памяти художника Ларисы Ивановны Григорьевой (13 февраля 1920, Тверь – 12 января 1997, Санкт-Петербург), хочу поделиться с вами заметкой из заводской газеты ЛФЗ и показать вам упомянутые в тексте замечательные работы.

-2
Криммер Эдуард. Художник Лариса Григорьева (Наши товарищи) // Трудовая победа (Газета ЛФЗ), 1966. – № 46 (вторник 13 декабря)

В 1945 году ученицей живописца Лариса Григорьева пришла на завод имени Ломоносова и здесь прошла серьёзный путь ученичества. Два года школы, затем работа помощницей-ученицей у Ивана Ризнича, у Тамары Беспаловой-Михалёвой и одновременно, в свободное время, начала самостоятельную работу по росписи скульптуры под руководством Николая Суетина.

На заводе Лариса Ивановна получила профессиональную школу классического мазка, понимание материала фарфора – его белизны и блеска глазури, понимание цветного пятна на форме, понимание цветовой гаммы. Вместе с тем учителя бережно сохранили и выявили в ней индивидуальные качества художника.

На художественном совете под председательством Веры Игнатьевны Мухиной в 1951 году была показана первая самостоятельная работа Ларисы Ивановны – роспись чайного сервиза «Герань». Вера Игнатьевна заметила и одобрила эту работу. С этого художественного совета начинается самостоятельная творческая работа Ларисы Ивановны как художника по росписи в художественной лаборатории завода.

Для всего творчества Ларисы Ивановны в области росписи характерна передача живого восприятия природы или события, будь то цветок, лист, травинка, пейзаж, карнавал и умение техникой мазка, пятна, напряженного, своеобразно темпераментного, передать это трепетное чувство художника в орнаментальном изображении.

Её работы содержательны, лиричны и очень оптимистично-национальны, хотя никак не являются, по прямой линии, развитием народного орнамента или его стилизации.

Такова и одна из последних работ Ларисы Ивановны – роспись чайного сервиза «Праздничный» (подглазурная и надглазурная роспись), принятая комиссией Министерства культуры СССР для экспозиции по разделу культуры, искусства в советском павильоне на Всемирной выставке 1967 года в Монреале.

Лариса Григорьева (автор росписи). Владимир Семёнов (автор формы). Чашка с блюдцем «Пёстрая осень». 1960. ЛФЗ. Высота 9,2 см. Диаметр 15,8 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5533. Источник: collections.hermitage.ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Владимир Семёнов (автор формы). Чашка с блюдцем «Пёстрая осень». 1960. ЛФЗ. Высота 9,2 см. Диаметр 15,8 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5533. Источник: collections.hermitage.ru

В большинстве своём работы Ларисы Ивановны рассчитаны на производственные возможности живописного цеха и в продолжение уже многих лет выпускаются большими тиражами.

Это росписи сервизов «Осень», «Карнавальный», «Светлый», «Первый подснежник» и многие другие.

И работы последнего года – «Вязанка»,

«Летний ситчик».

Лариса Ивановна в 1961 году становится членом Ленинградского отделения Союза художников РСФСР и является участницей традиционных весенних и осенних выставок в Ленинграде, двух выставок «Советская Россия» в Москве и, как все мы, готовится к юбилейной выставке 1967 года.

Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы «Китайская»). Ваза «Фестивальная». 1957. ЛФЗ. Высота 48 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5209. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы «Китайская»). Ваза «Фестивальная». 1957. ЛФЗ. Высота 48 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5209. Источник: vk.com/ipm_ru

За участие во Всемирной выставке в Брюсселе она удостоена бронзовой медали [за вазу «Фестивальная»], по выставке ВДНХ – серебряной медали и по выставке ЛО СХ — диплома второй степени МК РСФСР. Ряд работ Ларисы Ивановны находится в музее нашего завода.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив

#силавпамяти