Найти тему
Беляков

«Санта Розалия!». О ком говорил мафиозо из «Итальянцев в России»? И была ли она вообще?

Узнал я о ней на Сицилии. А именно в Палермо, когда оказался там впервые. Повсюду были изображения красивой девушки в венке из роз. Я спросил местную бабушку, кто это. Бабушка – разумеется, вся в черном, по-сицилийски – даже немного обиделась, будто за родственницу: как можно не знать? «La nostra Santa Rosalia!» – воскликнула бабушка в черном. Наша Святая Розалия!

И тут я немедленно вспомнил комедию Рязанова. Точней самого колоритного героя-мафиозо по имени Розарио Агро. Этот усатый черт в рязановских «Итальянцах» то и дело восклицает «Санта Розалия!».

В общем, советскому зрителю было по фигу, что он там кричал, мы воспринимали это как элемент авантюрной комедии: итальянцы должны быть шумными, бестолковыми, постоянно что-то кричать. Честно говоря, тогда я вообще думал, что эта Святая Розалия придумана сценаристами. (Ну чтоб не кричать «Санта Мария», поскольку Дева Мария была реальной, как мы знаем. Чтоб избежать лишней «религиозной пропаганды».)

Оказывается, нет. Розалия – покровительница солнечного Палермо. Жила в 12 веке. Была девушкой из приличной норманнской семьи, когда те правили Сицилией. Могла бы удачно выйти замуж, но вместо этого удалилась в пещеру, где стала жить отшельницей. Чудес при жизни не сотворила, даже точно неизвестна дата ее смерти. Информации о Розалии вообще совсем мало, долгие века отшельницу вообще почти не вспоминали. Таких было немало в Средневековье.

Но все изменилось в 1624 году.

-2

Тогда Санта Розалия «спасла» город от чумы. Как это случилось, если она умерла за пятьсот лет до этого? Дело в том, что Розалия явилась во сне одному жителю и велела перенести свои останки в городской собор. И даже указала место, где они лежат, точную геолокацию.

Так и сделали. Мощи нашли, принесли в Кафедральный Собор. Чума отступила. Розалию тут же канонизировал Римский папа, а благодарные жители Палермо теперь устраивают бурные праздники 15 июля, в день переноса мощей. Розалия стала покровительницей города.

Вернусь к Рязанову. Наверняка крики «Санта Розалия!» безумного Агро были внесены в сценарий итальянскими соавторами. (От первоначального замысла Рязанова там вообще осталось немного, и он сам уже не очень хотел снимать такое кино, но это отдельная история.) Зато это был четкий показатель: герой – сицилиец, а откуда еще быть настоящему мафиозо? Фильм был рассчитан на прокат в Италии, и там бы это точно оценили. Раз герой кричит «Санта Розалия!» – значит, он из Палермо, это любой в Италии знает. И как настоящий выходец из Палермо, Агро, конечно был неуязвим, сколько ни пытались его грохнуть соучастники. Потому что ему покровительствовала Святая Розалия.

Алексей БЕЛЯКОВ