Найти тему
Светлана Горячева

Как написать лето, натюрморт поэтапно

Картина называется "Лето", холст, масло, как обычно.
Картина называется "Лето", холст, масло, как обычно.

Пару дней назад мне про эту картину даже стихотворение написали!

В комментариях к статье "Как нарисовать паровозик в четыре руки" замечательный читатель Светлана А. легко набросала экспромт:

Лето, буйная листва, медный самовар...

Цветики в...кофейнике, малинка в молоке

Яблочко...надкушено, и сморода в дар)

Всё бликует, даже кошка

Смотрит в садик из окошка

Или ветерок гуляет в распахнуто окошко...

И сижу, почти в саду, аромат вдыхая

Намешав листков духмяных в наших чашках чая

Прилетай на ветку соловей

Заводи рулады поновей!

Размечталась средь зимы, глядя на картину

Время ж пишет нам свою славную былину!

Зажигаю свечку, а дровишки - в печку

Ветки елей тронуло морозца серебром

С Возрождением 🦎🤟🏼🎉, друзья, с Рождеством! 🥰

https://zen.yandex.ru/media/id/5e8e0ff4c5cccb2cb36778cd/kak-narisovat-parovozik-v-chetyre-ruki-5fe18788285e983e577ec333

И Светлана очень точно подметила главное в этой работе - картина представляет собой собирательный образ лета, мечту о лете, грёзу посреди зимы - о тёплом солнце, о саде, о каких-то загородных радостях жизни.

Наверное, самое время показать, как была написана эта работа, раскрыть, так сказать, секреты кухни) Конечно, это не прямой рецепт, по которому можно воспроизвести результат - в искусстве это невозможно. Но для начинающих живописцев будет полезно понять некоторые закономерности, а для тех, кто просто интересуется искусством - может оказаться любопытным увидеть внутреннюю структуру картины и логику создания живописного образа.

1. Первый этап - подмалёвок, живописный набросок на белом холсте. Его задачи - помочь определиться с композицией, расположением элементов в формате, создать цветовую "подложку" под живопись, дать ощущение пространственной среды. Краску разводим достаточно жидко, разгоняем по холсту тонким прозрачным слоем - так первый слой быстрее высохнет и можно будет продолжить работу.
1. Первый этап - подмалёвок, живописный набросок на белом холсте. Его задачи - помочь определиться с композицией, расположением элементов в формате, создать цветовую "подложку" под живопись, дать ощущение пространственной среды. Краску разводим достаточно жидко, разгоняем по холсту тонким прозрачным слоем - так первый слой быстрее высохнет и можно будет продолжить работу.
2. Здесь чуть-чуть уточняем форму и перспективу самовара. Всё-таки он в самом центре внимания)
2. Здесь чуть-чуть уточняем форму и перспективу самовара. Всё-таки он в самом центре внимания)
3. Продолжаем "сочинять" нашу историю - из условного пространства проявляем кофейник и чашки, цветы и складки скатерти. Обращаем внимание - везде начинаем с больших пятен света и тени. Прямые лучи солнца придают световой стороне тёплый желтоватый оттенок, а все тени наоборот, становятся более холодными, голубоватыми. Обычно ведём работу "от общего к частному", но тут я не удержалась, начала прописывать ягоды смородины - один из ключевых "узлов" композиции. Достаточно "вкусно" и подробно сделать несколько таких узлов, а остальное можно писать более свободно, без лишней конкретики.
3. Продолжаем "сочинять" нашу историю - из условного пространства проявляем кофейник и чашки, цветы и складки скатерти. Обращаем внимание - везде начинаем с больших пятен света и тени. Прямые лучи солнца придают световой стороне тёплый желтоватый оттенок, а все тени наоборот, становятся более холодными, голубоватыми. Обычно ведём работу "от общего к частному", но тут я не удержалась, начала прописывать ягоды смородины - один из ключевых "узлов" композиции. Достаточно "вкусно" и подробно сделать несколько таких узлов, а остальное можно писать более свободно, без лишней конкретики.
4. Ещё немного ягодок.
4. Ещё немного ягодок.
5. Ещё один важный "узел" - кошка. Мордочку прописываем подробно, а зелень за окном - обобщённо и мягко, чтобы она уходила в глубину и сливалась с пространством. Даже оконная рама, уходя за самовар, как бы растворяется в потоке света и воздуха. Этот приём используем повсюду - чашки "растворяются" там, где их загораживают ягоды, кофейник - за чашками, букет - за кофейником.
5. Ещё один важный "узел" - кошка. Мордочку прописываем подробно, а зелень за окном - обобщённо и мягко, чтобы она уходила в глубину и сливалась с пространством. Даже оконная рама, уходя за самовар, как бы растворяется в потоке света и воздуха. Этот приём используем повсюду - чашки "растворяются" там, где их загораживают ягоды, кофейник - за чашками, букет - за кофейником.
6. "Кидаем" на скатерть несколько яблок. Уточняем тоновые и цветовые отношения в работе - делаем свет на самоваре и предметах переднего плана светлее, чем освещённое пространство в глубине, уплотняем и обобщаем по тону букет, делаем его более цельным пятном, как бы фоном для ближних предметов. Прописываем детали - краник и основание самовара, чашки с кофейником. Снова ведём отбор важного и неважного - если мы видим яркую заметную деталь, например краник - то все предметы за ним сливаются в цельное пятно - тут это воздушная синеватая тень.
6. "Кидаем" на скатерть несколько яблок. Уточняем тоновые и цветовые отношения в работе - делаем свет на самоваре и предметах переднего плана светлее, чем освещённое пространство в глубине, уплотняем и обобщаем по тону букет, делаем его более цельным пятном, как бы фоном для ближних предметов. Прописываем детали - краник и основание самовара, чашки с кофейником. Снова ведём отбор важного и неважного - если мы видим яркую заметную деталь, например краник - то все предметы за ним сливаются в цельное пятно - тут это воздушная синеватая тень.
7. Пишем яблоки и складки на скатерти - на ажурной вышивке ришелье эффектно играет светотень. Чтобы усилить выразительность и уйти от педантичного пересчитывания дырочек, света пишем более подробно, а тени где-то можно свободно списать. Яркий свет на переднем плане, блики на металле удобно положить мастихином - они загорятся ярче.
7. Пишем яблоки и складки на скатерти - на ажурной вышивке ришелье эффектно играет светотень. Чтобы усилить выразительность и уйти от педантичного пересчитывания дырочек, света пишем более подробно, а тени где-то можно свободно списать. Яркий свет на переднем плане, блики на металле удобно положить мастихином - они загорятся ярче.
8. Наводим последние штрихи - чуть усиливаем контраст на самоваре, немного сгущая тень. Придаём характерную фактуру малинке, сохраняя при этом большие массы света и тени на горке ягод. Добавляем "сияния" ярко освещённым предметам - красный цвет ягод выходит за их очертания, белая тарелка светится на тёмном фоне голубым светом. Это оптическое явление называется "иррадиация" - когда его удаётся передать в живописи, работа наполняется воздухом и светом. А потом ставим подпись)
8. Наводим последние штрихи - чуть усиливаем контраст на самоваре, немного сгущая тень. Придаём характерную фактуру малинке, сохраняя при этом большие массы света и тени на горке ягод. Добавляем "сияния" ярко освещённым предметам - красный цвет ягод выходит за их очертания, белая тарелка светится на тёмном фоне голубым светом. Это оптическое явление называется "иррадиация" - когда его удаётся передать в живописи, работа наполняется воздухом и светом. А потом ставим подпись)

Кстати, про букет лилий есть отдельный мастер-класс:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e8e0ff4c5cccb2cb36778cd/pishem-maslom-buket-lilii-shag-za-shagom-5eb8367f9ad7a153781a0846

И другие материалы для художников, например, "Чем разбавить масляную краску":

https://zen.yandex.ru/media/id/5e8e0ff4c5cccb2cb36778cd/chem-razbavit-maslianuiu-krasku-5eaae9bab95e7e69bd2e7022

Или "Пишем маслом: краски, кисточки и прочее добро":