Вопрос потерь в войне всегда самый интересный, и часто, самый спорный. Особенно в тех случаях, когда нет убедительного документального подтверждения. Хотя есть немало людей, не верящих и документам, если там содержится информация, которая им не по вкусу. Ну а когда вообще нет сколько-нибудь точных данных, то тут всегда большой полёт для фантазии и подвод для горячих дискуссий.
Воздушные сражения на Кубани являются одним из (увы) многих операций Великой Отечественной, по которым белых пятен много больше, чем ясности. Никаких серьёзных работ я пока не встречал, и, судя по тому, что пока нет доступной документальной основы, сложно надеяться, что таковые работы будут.
Эта моя статья не претендует на серьёзное исследование (хотя потратил я немало времени) и не даст полного ответа даже на вопрос о потерях. Я всего лишь постарался обобщить общедоступные данные и сравнить их.
Для тех, кто глубоко не вникал в суть, воздушное сражение на Кубани кажется грандиозной битвой в небе огромных масс авиации, длившейся много дней. Но как только начинаешь вникать, масштаб событий начинает существенно уменьшаться. Собственно, правильно говорить не о сражении, а сражениях, так как речь идёт о трёх операциях, произошедших в разном месте и в разное время. Связаны они лишь одними и теми же участниками, хотя состав их тоже менялся со временем. Официально считается, что битва в воздухе шла с 17-го апреля по 7-е июня. По советским данным с ней приняли участие от 900 до 1050 советских самолётов и 1000-1200 немецких. Потери, по советским же данным составили с нашей стороны 750 самолётов, Люфтваффе потеряло около 1100 машин. Немецкие данные несколько иные: советских самолётов было порядка 1500, немецких же 550—600, потери же составили у Люфтваффе 400-450 самолётов, советская авиация лишилась 1300 машин.
Все эти грандиозные цифры годятся лишь чтобы впечатлить школьников, да не очень разбирающихся в военной истории людей. Можно сказать, что все они не верны, но для этого надо хотя бы понять, о чём идёт речь. Поскольку, как я уже сказал речь идёт о совершенно разных военных операциях и, в частности, говоря о численности, надо уточнять о чём именно и в какой момент идёт речь. Особенно это касается бомбардировочной авиации немцев, которая решала сразу много разных задач, действуя сразу на нескольких направлениях. Словом, состав сторон в наиболее важные моменты этих сражений ещё ждёт своих исследователей. Могу лишь сказать, что по моим подсчётам получается, что на 1-е мая в авиационных частях Люфтваффе, которые могли быть задействованы над Кубанью, было 620-650 самолётов, к 1-му июня их число сократилось до 450-470. Причём сокращение отнюдь не потерями вызвано (потери возмещались новыми машинами и пилотами), а переброской в мае многих частей на другие участки фронта.
Что касаемо потерь, то кое-какие выводы сделать можно. Ну первый, понятный и ожидаемый, что приводимые официально цифры не верны. И советская сторона завышала потери немцев в разы, и немецкая старалась не отставать в этом вопросе. Точно установить кто кого сбил и сбил ли, в воздушном сражении, где участвует по несколько десятков самолётов с каждой стороны, крайне сложно. Хотя, надо сказать, именно таких боёв было очень немного.
Из современных работ, посвященных сражению на Кубани я встретил лишь статью Олега Каминского «Истребители Люфтваффе в небе Кубани», которую легко найти в Интернете. Она касается лишь потерь в истребительной авиации, и даёт подробные данные лишь по Люфтваффе. Он пишет о потерях немцами 103 «мессеров», из которых 42 уничтожено и 61 повреждён. Так же он указывает на потерю 24 пилотов истребительной авиации.
Поскольку ориентируется он на документы, то оспаривать эти цифры сложно, хотя сам автор пишет, что данные не полные.
Что касается потерь советский истребительной авиации, то автор приводит лишь приблизительную цифры в 240 самолётов.
Посмотреть потери немецкой авиации более полно можно на сайте «Уголок неба», где уважаемые авторы Александр Заблотский и Роман Ларинцев в разделе «Потери Люфтваффе на Восточном фронте» приводят данные из немецких сводок. Впрочем, и в этом случае подчёркивается, что данные могут быть неполными.
Готовя эту статью, я посмотрел статистику движения матчасти немецких авиагрупп. Данные там приводятся за месяц, поэтому выделить точно информацию с 17-го апреля по 7-е июня не представляется возможным. Не говоря уж о том, что некоторые части Люфтваффе в ходе боевых действий перебрасывались на другие участки, а даже потом возвращались обратно, в пределах одного месяца.
Однако, думаю, будет интересно узнать, что за три месяца (апрель-май-июнь) потери всех немецких авиационных частей, которые могли действовать на Кубани, получаются 247 машин. Но речь идет об уничтоженных машинах противником, сюда не входят повреждённые по разным причинам и отправленные в ремонт самолёты, которых ещё 160. Большая часть потерь приходится на май — это 98 самолётов, из которых 66 истребителей. За три месяца потери в истребителях составили 121 самолёт, плюс ещё 73 отправили в ремонт. Учитывая, что эти цифры за три месяца, то, можно сказать, что цифра, приводимая Олегом Каминским, подтверждается.
Скорее всего приводимые мною данные неполные, так как не учтены потери разведывательной и транспортной авиации, кроме того, нет точной информации по датам участия некоторых частей в боях на Кубани. С другой стороны, в этих цифрах учтены потери предыдущих и последующих периодов, а также и на других участках фронта. Так что можно смело предположить, что потери Люфтваффе за весь период боёв составили не более 300 самолётов. Что заметно меньше приводимых многими западными авторами цифра потерь в 400-450 самолётов. Хотелось бы понять, что и как именно они считали.
Как я уже писал, документов по советской авиации крайне мало. Единственное, что я мог сделать, это просуммировать сводки потерь с 17-го апреля по 7-е июня по фронтовой авиации, АДД и ВВС Черноморского флота, что дало мне 546 подбитых самолётов и всего лишь 7 повреждённых. Похоже, что по последним данные в сводки просто не попадали. Вероятнее всего, что данные по дальней и морской авиации не полные.
С одной стороны, эти данные точно не подкорректированы, так как указаны вечером того же дня. С другой стороны, далеко не факт, что данные полные. Яркий пример, данные за 20-е апреля, когда шли одни из самых массовых боёв. В сводке на 20-е фигурирует 26 потерянных самолётов, но на следующий день даются уточнённые данные о 52 сбитых наших самолётах. Сколько таких уточнений было, сказать сложно, но тут надо отметить, что дней, когда были крупные воздушные бои на самом деле было очень немного, поэтому погрешности не могут быть уж очень велики.
Приводимая в советских источниках цифра в 750 потерянных самолётов мне кажется завышенной, но так как нет каких-то внятных документах о потерях, то обсуждать крайне сложно. Та доступная информация, которой я воспользовался, при всей её неполноте, позволяет предположить наши потери не более чем в 600-650 самолётов.
Воздушные сражения на Кубани действительно были крупнейшими в истории войны в воздухе того периода, но при этом пока всё показывает, что их очень сильно преувеличили. Конечно, утверждение отдельных западных (да и некоторых отечественных) авторов о том, что немцы просто не заметили воздушных боёв на Кубани, и для них всё прошло буднично — мягко говоря, опрометчиво. На сравнительно небольшом участке фронта были сосредоточены огромные силы Люфтваффе (на 1-е мая было 193 истребителя по списку), потери в период с середины апреля и до конца мая тоже были значительно больше обычных. Слишком уж суровые «будни».
Я ещё, надеюсь, не раз вернусь к этой теме. Очень интересно собрать более точные данные по количественному составу самолётов и восстановить ход событий в наиболее важные дни.
Однако, для этого нужно провести весьма немалую работу. Может быть, среди тех, кто прочитал эту статью, найдутся люди, коим так же интересно будет самим разобраться в неизвестных пока аспектах этих воздушных сражений. Тогда мы сможем сделать это вместе.
Пишите на почту nwt@nweb.su.
Так же рекомендую вам мою статью:
Забытые битвы: несостоявшийся «Третий Сталинград»
Уважаемые читатели моего канала.
Я планирую попробовать новый формат, под названием «Трансляции». Если я правильно понимаю, это видеотрансляция в режиме он-лайн, в ходе которой можно задавать вопросы в чате. Надеюсь из этого может что-то получится интересное.
Тему я выбрал такую: «Помогут ли архивные документы узнать, наконец, настоящую историю Великой Отечественной?».
Время начала трансляции: 21-е февраля, воскресенье, 18.00 по моск. времени.
Буду признателен, если вы заранее предложите мне свои вопросы, как по заявленной теме, так и по другим вопросам истории Второй Мировой войны. Вопросы можно присылать на почту: nwt@nweb.su .