.
Мне кажется, что о Есенине имеет право лишь тот говорить с любовью, кто кроме Есенина читал хотя бы Пушкина, Гумилева, Пастернака, Блока , Мандельштама... Нельзя Есениным и Высоцким затмевать Пушкина, что увы часто и делалось. Это не преступление против культуры. Но это просто плохо. Поэзия Есенина многих вдохновляла. Однако, если сравнить поэзию Есенина и музыку Свиридова, мне кажется, Есенин более яркое, и самобытное, и я бы сказал менее лубочное явление чем Свиридов , его музыка и романсы, не смотря на то, что я не большой ценитель Есенина. При всем своем композиторском даре и мелодизме, Свиридов лишь стилизировал, эстетизировал Русь, в отличие например от музыки Глинки, или Бородина. Может быть потому, что Свиридову не хватает стихии, русской стихийности , хотя у него есть русское чувство. Его музыка пространственна, но его пространству, как бы не хватает глубины времени. Все пушкинские произведения Свиридова (по мотивам Пушкина) хороши, но даже эти его лучшие произведения , все таки, напоминают иллюстрации, а не картины...
ПОЧЕМУ МНЕ НРАВИТСЯ МУЗЫКА ВАЛЕРИЯ ГАВРИЛИНА
.
.
.
Музыка Гаврилина мне пожалуй нравится, хотя она далеко не выдающаяся , да и как композитор Гаврилин небольшой . Свиридов его больше. И он более русский, чем советский. Но Гаврилин его тоньше, экспрессивнее, чувственнее, пестрее, активнее. У Гаврилина есть поразительные вещи, есть откровенно дурные. Но дурное у Гаврилина просто смешит, а не раздражает, (особенно, говоря о его песнях) а все серьезное в нем чувственно гипнотизирует, как гипнотизирует не человек, а пространство , горящие окошки в его домах, или может быть, звезды, просвечивающие сквозь десятилетья и столетья... Я очень люблю у Гаврилина Вальс Дом у дороги. В отличие от музыки Свиридова, его пространство наполняет время, а не одна пушкинская вечность. Гаврилин это уже чисто ленинградское явление, хотя родился композитор в Вологде, и приехал в Ленинград. По крайней мере, окончил он музыкальную школу в Ленинграде. В его музыке соединились деревенские и чисто ленинградские мотивы. Музыку Гаврилина можно, условно говоря, отнести к советскому "неоромантизму".
НЕСКОЛЬКО СЛОВ К ЗАВЕРШЕНИЮ ОЧЕРКА О ГАВРИЛИНЕ
.
.
У Валерия Гаврилина и вправду есть вещи, которые откровенно меня смешили в детстве...Особенно, его песня про танцы, которую крутили по радио каждое утро, часов в десять. Над этой песней глумились все, даже люди не понимающие в музыке, ощущали чистый композиторский провал этого гаврилинского опуса. Немного смешна и его тарантелла из Анюты, своей может быть несколько экспрессивной механистичностью в духе Шостаковича, которую он пытался оживить. Но нужно все таки сказать, он скорее смешит, чем раздражает. Такой вот милый музыкальный идиотизм, но не пошляка, а чистого человека, который просто увлекся. Гаврилин по природе интеллигент. Танцевать он не умел, но ему наверное хотелось танцевать. В такие минуты он и писал такие вот композиции. Нужно отметить, что композиция на самом деле талантлива, по гармонии и ритму изобретательна, хотя и , несколько безвкусна.