Поэтому он страдает в одиночестве.
«Без уединения мы никогда не сможем услышать свой внутренний голос. Именно поэтому так важно включить в свою жизнь ежедневный ритуал общения с самим собой: без телефона, детей и всего другого, что может отвлечь. Просто остаться в одиночестве и слушать тишину» (психотерапевт Джеймс Холлис).
Вот идет солидный человек (мужчина, может быть даже гений) и вслух разговаривает сам с собой. Ему кажется, что он во вселенной один и его никто не слышит. Но рядом (за спиной) может оказаться женщина и начать его подслушивать (любопытство – генеральная черта «женщинского» сословия). И она (любопытствующая особа) непременно решит, что мужчина «не в себе» ("сбежал из психушки").
В мысли психотерапевта Д.Х. есть противоречие. Уединение (тем более одиночество) не побуждает человека к разговору с самим собой. Наоборот, человек способный разговаривать сам с собой, ищет уединение. Примером может служить Толстой. Его монологи (от лица литературных персонажей) являются тому подтверждением.
Обычный человек (тем более в социальном плане не созревший) ищет собеседника. Для этого он, например, может завести собаку.
Проблема состоит в том, что учиться разговаривать с самим собой надо в подростковом возрасте, когда у человека актуализируется потребность в рефлексии – самопознании. Но, к сожалению, система школьного образования, где подросток должен формироваться как личность, этого не обеспечивает. Именно поэтому одиночество в какой-то период жизни становится уже для взрослого человека психологической драмой, которая может привести к печальным последствиям (алкоголизму, наркомании, суициду…).
К сожалению, некто не хочет увидеть в ущербном школьном образовании, не удовлетворяющем потребностей человека, – главную причину всех его бед по жизни.
«Школа в будущем» есть такая статья на Канале «Воз сена».