Найти в Дзене
Varvara Santy

Тайка Вайтити: кинорежиссер со свежим взглядом

Если бы я только могла оправиться после «Реальных упырей» спустя несколько месяцев с первого просмотра, наверное, тогда бы я не приступила за написание статьи про автора данного фильма. Однако этого не случилось, как и не прекратились попытки разговаривать с румынским акцентом, тем самым вызывая у многих смешанные чувства по поводу здравия моего рассудка. И, прежде чем начать, позвольте дать несколько советов: посмотрите «Реальных упырей» только в русской озвучке (!), и, если уж вы решили спародировать акцент одного из главных персонажей в разговоре с незнакомцем, претворитесь, что это и правда так говорите. И постоянно улыбайтесь. Тогда вы обеспечите хорошим настроением себя, ну, и, быть может, вашего собеседника (если он вас не побьет).

Кадр из фильма «Реальные упыри»
Кадр из фильма «Реальные упыри»

Человек, о котором в этой статье пойдет речь, является одним из самых перспективных и талантливых режиссеров за последние годы. Начиная с нулевых, он успел снять множество авторских проектов, создать со своим другом юмористическую группу, поучаствовать в картинах других режиссеров, номинироваться на Оскар несколько раз, а также поработать на крупного мейджора киновселенной MARVEL. Дамы и господа, прошу любить и жаловать, Тайка Вайтити.

Немного биографии.

-2

Будучи родом из Новой Зеландии и сыном местного фермера и учительницы, Тайка уже с юных лет проявлял интерес к творческой деятельности. Но главное, что выработалось у него за это время – чувство юмора, которое стало незаменимым элементом во всех дальнейших работах Тайки.

Окончив актерский факультет веллингтонского университета, Тайка и его друг организовали свой комедийный дуэт The Humorbeasts. В конце 90-х их ожидал успех и они получили главный приз одной из самых престижных премий в этой области – Billy T Award.

В начале нулевых Тайка подрабатывал в малобюджетных проектах и сам снимал короткометражные фильмы. Одна из его короткометражек «Две машины, одна ночь» выстрелила так, что шум от нее донесся до Американской киноакадемии, которая номинировала его на Оскар (на церемонии награждения которой он благополучно спал).

Вслед за этим понеслись полнометражные проекты Вайтити, под названием «Орел против Акулы» ((2007) (получил смешанные отзывы) и «Мальчик» ((2010, была намного успешнее первой полнометражки). При этом Тайка пытался участвовать непосредственно во всех процессах создания фильма: и играл главные и второстепенные роли, и писал сценарии к картине, и снимал, и режиссировал. В общем, прелесть.

Кадр из фильма "Реальные упыри"
Кадр из фильма "Реальные упыри"

Но самая большая прелесть, по моему мнению, ждала Вайтити и зрителей в 2014 году: выход его наиболее успешной юмористической картины с весьма посредственным названием в русской интерпретации «Реальные упыри» («What we do in the shadow» в англ. версии). В фильме рассказывается про обыденность и быт четырех вампиров, которые как эмигранты забились в своем маленьком мирку в чужой стране. Особенность этой картины заключается в том, что она рушит все стереотипы так называемых вампирских саг. Вампиры в «Реальных упырях» решают бытовые вопросы, ребячески ссорятся и шутят между собой.

За триумфальной премьерой этого фильма последовали новые предложения. Самым крупным из них оказалось приглашение Marvel в качестве режиссера в продолжении Тора. Пройдя конкурсный отбор, Вайтити утвердили на эту должность и дали относительно большую творческую свободу в съемке массового блокбастера. Компания Marvel знала, на что шла, поскольку считала линейку фильмов про Тора самой провальной в связи с тем, что бог грома и молний был очень плохо раскрыт: персонаж и правда выглядел типичным мужланом, шарм которого заключался лишь в бицепсах, обаянии Криса Хэмсфорда и мьёльнире.

И здесь мы плавно переходим к отличительным чертам авторского стиля Тайка Вайтити. В чем же их особенность?

Авторский стиль

Для Вайтити главным механизмом самовыражения и источником вдохновения являются дети, а точнее, то, как они видят мир. За основу он берет ребячество, неловкость и даже небольшую глупость. В общем, он берет все то, за что нам когда-то было стыдно. И здесь Вайтити говорит о том, что такие неловкие и неудобные моменты как раз и раскрывают характеры каждого их персонажей. В подобных случаях рождается то, что называется искренностью.

-4

Не в его стиле контролировать все действия, которые совершает актер:

«Если вы отслеживаете то, как ваш персонаж бежит и ныряет в воду, я бы бросил камеру там и не следовал за ним, потому что камеры этого не делают. Аудитория это понимает. Я определенно донесу это понимание, сделав эти вещи более обоснованными»

Оригинал: «If you're tracking with a character that's running off a thing and diving off, I would leave the camera there and not follow them down, because cameras don't do that. The audience understands that. I'll definitely bring that understanding of keeping things a bit more grounded».

Однако постоянство несерьезного и неуклюжего юмора Вайтити обманчиво. Дело в том, что новозеландец часто скрывает за шутками ту обыденность, от которой мы раз за разом стараемся убежать. И после просмотра многих его работ остается некий осадок, напоминающий песок: неприятно ощущать его на вкус - также неприятно нечаянно его проглотить.

Например, в фильме «Тор: Рагнарек» скрывается проблема взросления сыновей Одина и их страх взять на себя ответственность. В комедии «Охота на диких зверей» раскрывается вовсе не юмористическая ситуация: соцработница, когда-то приютившая ребенка из приюта, умирает, и тот сбегает из дому вместе со своим приемным отцом. Концовку нельзя отнести к разделу «хэппи энда», как это принято для комедийного стандарта. В картине «Мальчик» заходит речь о недостатке отцовского внимания.

Вайтити считает, что каждый из нас – неудачник и изгой, поэтому и обличает это в своих фильмах. Абсурдность в творчестве этого режиссера достигает всех возможных пределов, но при этом не заходит за рамки аморальности.

Еще одна из важных работ Вайтити – «Кролик ДжоДжо», который покорил не только сторонников творчества Тайки, но и весь Голливуд. В 2019 году Тайка вновь выходит на красные дорожки оскаровской церемонии и уже не остается в простых номинантах: он забирает с собой статуэтку за лучший адаптированный сценарий. «Кролик ДжоДжо» - прекрасный пример того, как можно затронуть серьезную тему восприятия немецким ребенком фашистской Германии в период ее расцвета, и того, как можно с помощью абсурда и гротеска рассмотреть ее под другим углом. Для фильма также характерен резкий эмоциональный контраст: зритель только начинает смеяться над шуткой, как вдруг вылезает душераздирающая сцена, от которой хочется плакать.

Можно сказать, что Вайтити во время съемок «Кролика ДжоДжо» буквально ходил по краю дозволенного и недозволенного. Но несмотря на это, всем понравился его свежий взгляд. В картине Тайка сам играл Гитлера (хотя в жизни Вайтити является наполовину евреем) и после поделился далеко не лестными впечатлениями на этот счет.

Визуальный стиль Вайтити часто напоминает стиль Уэса Андерсона: любовь к централистическим композициям и винтажу, непомерная страсть к 70-80-х годам, проработка и акцент на деталях.

Касаемо его проекта совместно с Marvel «Тор: Рагнарек» хочу добавить от себя, что хоть фильм и вдохнул новую жизнь в главных героев, однако полностью не раскрывает Вайтити как кинохудожника. Наверное, у меня такое впечатление сложилось потому, что мой мозг присытился комиксными образами и показом сотен спецэффектов в секунду. Вскоре начинаешь замечать шаблонное построение диалогов, своевременное появление антигероев, а потом и вовсе не замечаешь, как ты проспал 10 минут фильма. Здесь все весьма относительно.

За кадром "Тора: Рагнарек"
За кадром "Тора: Рагнарек"

Сейчас график Вайтити заполнен полностью: на ближайшие 3 года он получил заказы от разных крупных студий. Но сам Тайка говорит, что режиссура – это не его главная страсть. Куда интереснее ему заниматься рисованием. Однако режиссерская деятельность Тайки смогла заинтересовать зрителя, и, более того, помогла этому человеку выразить себя. Приятно осознавать, что такое отношение Вайтити к собственному творчеству сделало его одним из самых интересных и необыкновенных режиссеров нашего времени.

Автор статьи:
Варвара Санти