Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Паровоз серии «Л» — рабочая лошадка советских железных дорог

В Нижнем Новгороде есть одно потрясающее место, которое называется Музей «Паровозы России».

На открытой площадке собраны легендарные советские паровозы (и не только), которые сохраняются в очень хорошем состоянии силами ОАО РЖД.

Я продолжаю гулять по этой площадке и подробно рассказывать вам про самые интересные экспонаты.

Сегодня вы узнаете про паровоз серии «Л» — один из лучших и массовых советских паровозов того времени.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Наша история начинается в 1942 году, когда Советскому Союзу удалось сдержать наступление внутрь страны войск Германии, поэтому появилась возможность начать частичную реэвакуацию заводов, то есть перенос их на своё первоначальное место.

Среди этих заводов был Коломенский завод, еще до войны выпускавший паровозы серий Су и Э.

И так как государственная комиссия приняла решение перейти на выпуск паровозов нового поколения, то вместо восстановления старых цехов было решено возводить новые и оснащать их новым оборудованием.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Перед советскими конструкторами поставили задачу разработать новый магистральный паровоз типа 1-5-0 (т.е. паровоз с пятью движущими осями в одной жёсткой раме и одной бегунковой осью).

В результате конкурса, Народным комиссариатом путей сообщения был одобрен проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода.

Первый паровоз, получивший обозначение П-0001 (П от «Победа») был готов к осени 1945 года.

Его выпуск стартовал в 1946 году, а еще годом позже для паровозов было введено обозначение серии «Л» по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Новый паровоз получил котел с радиальной топкой с четырьмя циркуляционными трубами, на которых был уложен кирпичный свод.

Для уменьшения влажности пара использовался центробежный пароосушитель.

Всё это позволяло поддерживать внутри котла температуру от 320 до 380°С (а в некоторых режимах и больше), что обеспечивало около 2200 л.с. мощности.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вес паровоза серии «Л» составлял 102-103 тонны в зависимости от года выпуска. Он мог разгоняться до максимальной скорости 80 км/ч.

Получился очень хороший, неприхотливый и надежный паровоз, выпускавшийся с 1945 по 1955 год. Всего было сделано 4199 экземпляров. Это действительно много по паровозным меркам.

Паровозы серии «Л» выпускали сразу на нескольких заводах страны:

  • 1945—1954 гг. Коломенский паровозостроительный завод сделал 1762 паровоза;
  • 1946—1950 гг. Брянский машиностроительный завод сделал 389 паровозов;
  • 1950—1955 гг. Ворошиловградский паровозостроительный завод изготовил 2048 паровозов.
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Такой большой объем выпущенных паровозов серии «Л», а также их надежность, привели к тому, что до наших дней сохранилось достаточно много экземпляров.

Какие-то из них стоят в музеях, другие стали памятниками в городах и на железнодорожных станциях, а некоторые даже продолжают эксплуатироваться.

Например, Л-3958 ходит в составе ретро-поезда «Селигер» по маршруту Бологое — Осташков.

Самый первый паровоз П-0001 тоже сохранился. Он является экспонатом музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги, но, как говорят, может быть возвращен в полностью рабочий образец.

Не могу не упомянуть интересную особенность, связанную с паровозами серии «Л».

На фронтоне всех паровозов располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР — В. И. Ленина и И. В. Сталина.

После десталинизации этот центральный элемент сняли практически со всех паровозов. Со всех, кроме двух. Он сохранился на Л-0186, находящемся в депо Барнаула, и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

А теперь традиционный вопросы.

Застали ли вы время, когда паровозы еще ходили на регулярных маршрутах?

А может кому-то удалось прокатиться? Есть ли разница в ощущениях при езде за паровозом или за электровозом?