Найти тему
Муравей ВМ

Уникальный грузовик на базе обычного ГАЗ-51! Его мало кто видел вживую!

Газ 51А. Фото из открытых источников.
Газ 51А. Фото из открытых источников.

Не много найдется на постсоветском пространстве людей среднего и старшего возраста, не знающих про грузовик ГАЗ-51. Эта модель, спроектированная ещё до Великой Отечественной войны, получилась настолько удачной, что помимо СССР ее производили по лицензии в нескольких странах мира. Всего, за 29 лет выпуска, только на территории СССР было выпущено чуть менее 3,5 миллионов экземпляров ГАЗ-51 в разных модификациях.

Трехосный грузовик на базе ГАЗ-51. Архивное фото из открытых источников.
Трехосный грузовик на базе ГАЗ-51. Архивное фото из открытых источников.

Не смотря на то, что выпуск данных автомобилей прекратился аж в 1975 году, их можно встретить в полностью рабочем состоянии и по сей день. Они трудятся в деревнях и частных хозяйствах. А некоторые доживают свой век на задворках.

Но сегодня я хочу рассказать не про обычный ГАЗ-51, а про его трехосные модификации. Серийно такие машины не производились. Было лишь несколько небольших опытных партий. Но обо всем по порядку.

Восстановленный или построенный с нуля по старым чертежам? Трехосный ГАЗ-51А из Казахстана. У него кстати ведущий передний мост от ГАЗ-63. Фото из открытых источников.
Восстановленный или построенный с нуля по старым чертежам? Трехосный ГАЗ-51А из Казахстана. У него кстати ведущий передний мост от ГАЗ-63. Фото из открытых источников.

Некоторые водители, работавшие на ГАЗ-51, постоянно пытались модернизировать свои грузовики. Благо им было где проявить свои фантазии. Основным тюнингом в то время конечно считалось увеличение грузоподъёмности автомобиля, для более быстрого выполнения плана. Именно из этих побуждений и были собраны умельцами первые трехоски на базе ГАЗ-51. Кстати, у машин - предшественников ГАЗ-51 были трехосные комплектации, но на Пятьдесят первом от этого изначально отказались.

И только в 1972 году, за три года до окончания выпуска, на Орловском опытном заводе построили трехоску на базе ГАЗ-51А. Назывался этот грузовик НИИАТ-А820. Грузоподъёмность данной машины была значительно выше чем у стандартного Газика. Четыре вместо двух с половиной тонн.

Колесная формула автомобиля стала не 4х2, а 6х2. Ведущей была средняя ось. А третья, задняя служила как раз для увеличения грузоподъёмности. Так-же, за счет третьей оси удалось удлинить раму и увеличить и объем кузова, что тоже положительно сказалось на объеме перевозимого груза. Задняя ось, как и остальные, комплектовалась тормозами.

Масштабная модель НИИАТ-А820. Фото из открытых источников.
Масштабная модель НИИАТ-А820. Фото из открытых источников.

Как я уже упомянул выше, в серийное производство эта модель не пошла. Задняя, "ленивая" ось отразилась на проходимости автомобиля в худшую сторону. А двигатель от обычного ГАЗ-51, разработанный ещё до войны, даже со всеми модернизациями, не мог нормально справляться с возросшей грузоподъёмностью автомобиля.

Да и к тому времени, как появилась эта трехоска, на Горьковском автозаводе уже на протяжении 8 лет производились более современные ГАЗ-52 и ГАЗ-53 в разных модификациях. На базе 53 Газика тоже были опытные трехоски. Но о них я расскажу в других публикациях!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Дальше тоже будет интересно! И спасибо, что дочитали до конца!:)

Авто
5,66 млн интересуются