Первый шаг всегда важен, поэтому лучше к нему хорошенько подготовиться заранее. Несмотря на многолетний опыт, каждый раз на первом уроке чтения невольно волнуюсь – ведь сегодня предстоит открыть перед ребёнком двери в действительно большой мир.
Но уже тут, на старте, начинаются исключения, которыми так славится английский язык, только касаются они пока больше опыта ребёнка. Почти всегда «дверь в большой мир», оказывается, уже приоткрытой, поэтому первый вопрос к ученику: «Какие слова ты уже знаешь?»
Я ещё не встретил ни одного ребёнка, который бы ответил, что не знает ни одного слова. Обычно дети даже дошкольного возраста уже где-то слышали пару слов, а то более.
Правильно было бы использовать уже имеющиеся знания и записать известные слова. Некоторые из них могут содержать серьёзные правила чтения, другие будут проще. Возьмём те, что проще и попросим записать их в личный словарик ученика.
Да, несмотря на существование google и наличие толстых словарей, мы всегда заводим свой личный словарик. Так и объясняю ученику: «Это будет только твой словарь, в него будем записывать слова, которые новые именно для тебя». Запись также очень важна при обучении чтению – это связанные навыки. Звучание слова пишем русскими буквами для ясности понимания.
Интересно, что по ходу такого изучения английского происходит и лучшее освоение родного, русского языка. Русский язык – наша постоянная опора, не стоит этим пренебрегать и уходить чисто на английский, тем самым ребёнок и учитель лишаются важного преимущества – уже накопленного опыта.
Обучение чтению проходит на основе алфавита – буква за буквой. Здесь хочется предупредить от распространенной ошибки – не стоит спешить с освоением букв. Обычно мы проходим весь алфавит примерно за 3 месяца при двух занятиях в неделю.
При этом, изучая ту или иную букву, мы учим и связанные с ней слова, и сочетания буквы с другими. В результате на финише мы уже свободно читаем адаптированные книги. Спешить здесь не стоит – это фундамент, на котором будет стоять прекрасное здание.
Как подобрать первые слова для чтения и письма:
- Хорошо, если они часто встречаются, например, их можно увидеть на этикетках продуктов, в мультфильмах, или на одежде ребёнка. Такие слова всегда идут у нас первыми.
- Конечно, в слове должна быть буква, которую изучаем и которая демонстрирует то или иное правило чтения. Например, буква А читается по-разному в зависимости от ударения. Ударная A – LAKE (лэйк), «озеро» безударная – BAT (бэт), «летучая мышь» (здесь, конечно, уместно будет вспомнить про бэтмэна).
- В первых словах лучше, чтобы буквы были с простыми правилами чтения – B, D, F, K, L, M, N, P, S, T, V, Z.
- В качестве первых лучше использовать короткие слова, без сложных сочетаний с другими буквами, требующих дополнительных объяснений.
Важно привести ребёнка к ситуации успеха, первой победе. Кроме того, простота обычно означает ясность восприятия. Сложные вещи смогут надежно укорениться только на хорошо подготовленной почве, поэтому двигаемся медленно, но уверенно – slowly, but steady (слоули бат стэди), «медленно, но верно», как говорят англичане.
На канале «Учимся читать на английском» делюсь только своим личными, проверенными методиками обучения детей чтению. Интересно? Подписывайтесь, оставайтесь с нами. Спасибо за поддержку!