Хорошо быть богатым коллекционером произведений искусства. Или начинать коллекционирование уже имея лично сделанный или наследственный капитал. Труднее быть коллекционером бедным (или не богатым), и к тому же приобретать то, над чем другие смеются как над художественным хламом. Мне интересны именно такие типы, благодаря своей настойчивости и веры в личный художественный вкус, собравшие удивительные коллекции живописи и антиквариата.
Кто помнил бы сегодня рядового ученика кондитера, родившегося в Франции в середине XIX века, даже зная, что он потом стал управляющим парижской кондитерской на бульваре Вольтера, 95? Никто, если бы Гиацинт-Эжен Менье (он же – Эжен Мюрер) художник-самоучка и начинающий писатель не стал коллекционировать картины импрессионистов и приглашать на «ужины по вторникам» начинающих и уже известных художников, литераторов и коллекционеров. Особо подчеркну – начал коллекционировать, когда работы импрессионистов, еще никто не ценил и не покупал.
Канул бы в Лету мелкий таможенный чиновник с мизерным жалованьем и заплатанной одеждой, если бы не начал в молодости коллекционировать предметы XVIII века, а потом и работы импрессионистов. Потом Судьба послала ему неплохое наследство, и он развернулся, но надо помнить всегда – начинал собирать свою коллекцию Виктор Шоке бедняком. Во Франции XIX века именно он один из первых покупками поддержал молодых и бедных художников- импрессионистов, а также формировал моду на антиквариат XVIII века.
Наверное, навсегда остался в бы музыкальной истории западно-европейской культуры Жан-Батист Фор, французский певец-баритон, композитор и автор книг об искусстве пения: «Голос и пение», (1886) и «Молодым певцам» (1898) только как музыкант и педагог. Но он сумел оставить еще одни важный след – как владелец художественных произведений Э. Мане и других импрессионистов. Только работ Э. Мане в коллекции Ж-Б. Фора было 67 полотен! И он тоже покупал импрессионистов, когда публика относилась к ним либо равнодушно, либо с откровенной насмешкой.
Что лежало в основе художественных устремлений этих коллекционеров? Как сумели он разглядеть ценность в новизне зарождающегося течения? И как бы сложилась судьба многих художников и картин, если бы не эти отважные ценители?
Возможно, до конца мы не сможем понять этого, но сама попытка понимания и толкования представляет интерес.