Люда удивлялась на мачеху. Она варила варенье, солила грибы в больших необъятных эмалированных бочках, сушила свинушки на зиму. В погребе стояли штабелями трёхлитровые банки с вареньем, солёные грибочки в деревянных кадушечках. В чулане стояли огромные деревянные бочки с мукой, горохом, пшеном, рисом, а в леднике полно заготовок- фанерные ящички с копчённым салом, свиным рулетом, домашними колбасками. Люда удивлялась изобилию и запасу продуктов как на Красную Армию. Она была и в других домах, но такого изобилия и разнообразия она нигде не встречала, ни у тётки Розы, которая считалась богачкой, ни у Надиных родителей, в чей дом была вхожа. Люда, притащив из ледника по просьбе бабушки аппетитный свиной рулетик и шартан, только воскликнула:
-Там так много всего, я бы тоже так хотела жить!
-После войны мы с сестрёнкой чуть не умерли от голода, -тихо сказала Елена.- Я до сих пор так боюсь голода. Стараюсь, чтоб еды всегда было много.
Елена частенько устраивала семейные посиделки, к ним часто приходил, высокий, темноволосый Коля, её племянник из Тугаса. Они играючи пропускали мясо через мясорубку, Даша чистила лук, а Елена замешивала фарш по своему особому рецепту. Инна месила тесто и раскатывала, Люда кружки резали стаканом, а потом все вместе дружно лепили пельмени, закладывая туда всякие «сюрпризики», гадая кому что выпадет. Обычно перец выпадал злому, соль-хозяйственному, сахар-доброму, копейку-богатому, бумажку -учёному, тесто-тупому, мука-. Люде в этот раз попался в пельмене кусок бумажки из клетчатой тетрадки.
- Ой, бумажка! Клетчатая- удивлённо воскликнула Люда.
- Ну значит, будешь художником! - встряла Ася.
- А у меня копейка, -сказала Ася.
- Будешь богатой! -засмеялись дети.
- А мы с Мариной хотели учиться на художника-мозаичника, в Ленинграде, -неожиданно призналась Люда. - Написали письмо в училище. Ждали-ждали. Ни ответа -ни привета.
…Люда мечтала стать художником. В школе она была членом редколлегии, рисовала стенгазеты. Она с удовольствием перерисовывала открытки карандашом, а потом раскрашивала зайчиков, медведей и лошадок. Егор и Елена поощряли её занятия рисованием, замечали её способности. На шести альбомных листах, склеенных между собой, Люда, нарисовала «Тройку» лошадей. Асе и Даше так понравилась картина, что они повесили её в летнем доме на стене рядом с рисунками Даши...
- А зачем так далеко? -горячо перебил Коля. -В Челнах тоже есть училище, где учат на мозаичников. Я могу помочь тебе сдать туда документы. Я там всех знаю.
- А жить где? - спросила озабоченно Елена.
- Там общежитие есть. Знаешь какое там всё?!
Люда очень загорелась идеей поступать в училище в Челны, но тут неожиданно открылось, что у неё на руках нет свидетельства о рождении.
- Вы что так запустили ребёнка?! Почему документы не сделали вовремя? -обрушилась Елена на мужа.
- Я не знаю ничего, - отбрыкивался Егор. – Все документы у Валентины.
- Привезли как ягнёнка и пустили во двор?! - возмущалась Елена.
- Я не вмешался, Валентина делала, всё что хотела. Она сама поехала и привезла ребёнка. Без моего согласия. А свидетельство у неё было.
- Как так можно, девчонке четырнадцать лет, а у неё до сих пор нет ни имени, ни фамилии, ни документа. Она вам что кукла какая?
Елена с Людой выехали срочно хлопотать документы в Бижбуляк, в загс.
В автобусе встретились с какой-то родственницей, красивой стройной женщиной. Пока ехали до районного центра, они с Еленой перебрали всю родню до третьего колена и выяснили, что она приходится отцу Елены троюродной сестрой.
Тётка, кивая на девочку, спросила:
- Дочка твоя?
Люда вся съёжилась и прошептала Елене:
- Только не говори ей, что я чужая.
- Моя, -улыбнулась Елена.
- Так похожа на тебя. И глаза твои тёмно-карие и волосами богата. В вашей семье у всех волосы хорошие, и у матери твоей и сестёр.
- Хоть одна дочка на меня похожа, -смеялась Елена.
Услышав ответ мачехи, растроганная Люда смущённо прижалась к ней в порыве благодарности. Она поняла, что её приняли, что взяли под своё крыло. Почувствовала силу и защиту этой ещё недавно совсем чужой женщины. Она так радовалась, что её назвали дочкой. Она так устала быть «дочкой той самой Валентины», которая ищет счастье по свету.
У Елены перехватило горло после её слов: «только не говори ей, что я чужая». Она вспомнила февральский день, когда впервые увидела Люду. Они тогда с Улькой узнав, что Валентина привезла девочку из Кинстенли-Богдановки, зашли проведать малышку. Это был светлый, февральский день. На воротах сушилось детское ватное одеяло. Кругом белые сугробы. В освещённом солнцем проёме окна, держась ручками за рамы стояла девочка с большими тёмными глазами. Она была такая хрупенькая, такая беззащитная, что у Елены невольно сжалось сердце от жалости.
И сейчас через тринадцать лет волею судьбы эта девочка попала в её дом, под её крыло.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Читать с начала:
Глава 2. Моя звезда ещё на небесах
Глава 5. Тяжкий выбор
Глава 7. Отказная
Глава 9. Страхи
Глава 12. Хоть одна дочка на меня похожа
Деревенские байки:
Как жених невесту перед свадьбой проверял - Потоп - Шуйтан - Ночь на Благовещенье - Как женили горбуна - Как жених невесту перед свадьбой проверял - Как женщина-обезьяна прокляла мужчину - Варька - Ведьма - Про свадьбу, похороны и покойницу - Павел - Шурка - Бедная-бедная Лиза - Утопленница