Апостол Иаков Зеведеев или Иаков Старший — один из двенадцати апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа.
Апостол Иаков, как и его родной (младший) брат апостол Иоанн Богослов, принадлежал к еврейскому народу. Его родителями, соответственно, являются зажиточный рыбак Зеведей и женщина по имени Саломия, приходившаяся дочерью Иосифу Обручнику — мужу Девы Марии (Богородицы). От имени отца происходит прозвище Иакова — Зеведеев (т.е. — сын Зеведеев). В богословской литературе его также часто называют Старшим, чтобы отличать от других апостолов-тёзок.
Имя «Иаков» происходит из иврита, от слова «пятка» или «след». В буквальном переводе на русский язык оно означает «тот, кто следует по пятам» [за кем-то]. Согласно Ветхому Завету Библии, это имя первым получил пророк Иаков-родоначальник двенадцати колен Израилевых, за то, что родился, держась за пятку своего старшего брата Исава. В дальнейшем имя сделалось популярным у евреев, а со временем распространилось и среди других народов. Известны такие его формы, как Яков, Якоб, Джеймс, Джакомо, Жак, Яго и т.д. Самой известной женской формой данного имени является имя Жаклин.
Апостол Иаков, до встречи с Иисусом Христом, тоже, как и отец, занимался ловлей рыбы. Он, вместе с братом, был призван Христом к служению в числе первых, сразу после апостолов Андрея и Петра. Даже в кругу самых избранных людей — в кругу двенадцати апостолов, Иаков оказался одним из самых близких к Христу учеников. Только его, наряду с апостолами Иоанном и Петром Иисус Христос сделал свидетелями своего Преображения на горе Фавор, моления в Гефсиманском саду и некоторых других важных событий периода Первого Пришествия.
Известно, что за порывистый, горячий нрав и способность своими речами о Боге поражать умы и сердца людей, подобно молнии и грому, Иисус Христос называл обоих сыновей Зеведеевых Боанергес (Воанергес) — «сыны грома». По иронии судьбы, а, может быть, по промыслу божьему, с именем апостола Иакова оказалось связано название «сынов грома» Великой Французской революции — якобинцев. Последние получили такое наименование из-за того, что местом для своих постоянных собраний выбрали доминиканский монастырь святого Иакова в Париже.
Судьба братьев сложилась по-разному. Апостол Иоанну суждено было на много лет пережить своего старшего брата. Иаков же стал первым из апостолов, кто отдал жизнь за Христа. Это произошло через десять лет после Вознесения Христова, около 43 г. н.э. За проповедь Воскресения он был «усечен мечом» по приказу иудейского царя Ирода Агриппы (внука царя Ирода Великого). Казнь апостола состоялась в Иерусалиме. По другой версии она была осуществлена в Иоппии (Яффе) — одном из крупных портов древнего Израиля, расположенном на берегу Средиземного моря.
Уже в I в. н.э. мощи апостола оказались на Пиринейском (Иберийском) полуострове. По одной версии их привезли туда ученики св. Иакова. По другой, ученики лишь доставили мощи к Средиземному морю, где положили их в лодку, после чего те сами, чудесным образом, доплыли до Испании и там были обретены местными христианами вблизи портового города Ирия Флавия[1]. Оттуда тело апостола было перенесено вглубь полуострова на гору Либредон и там захоронено. Со временем первая гробница апостола затерялась. Заново его останки были найдены в IX в. Повторное обретение мощей именно в этот исторический период вызвало большой ажиотаж. Был разгар борьбы испанских христиан с мусульманскими завоевателями — маврами. На таком фоне находку мощей расценили как благоприятный знак свыше и Иакова Зеведеева стали считать главным помощником христиан в той борьбе — мавробойцем (исп. Сантьяго Матаморос).
Место находки останков апостола Иакова получило латинское название Campus Stellae (Компостела) — «Место, обозначенное звездой». Над останками святого Иакова, который на испанском языке именуется Сантьяго[2], была построена церковь. А вокруг нее стал быстро формироваться город, получивший название Сантьяго-де-Компостела. В XI-XIII вв. на месте вышеупомянутой церкви был возведен огромный, кафедральный собор святого Иакова, ныне имеющий статус базилики[3] и являющийся важным центром паломничества для христиан всего мира.
Обращает на себя внимание редкость храмов апостола Иакова в нашей стране по сравнению с заметно большим количеством их, посвященных младшему брату Иакова — апостолу Иоанну Богослову. Подобные предпочтения храмоздателей очевидно связаны с тем, что традиционно апостол Иаков был более популярен на западе христианского мира, а апостол Иоанн на христианском востоке (в Византии). Такое тяготение одного брата к одному региону, а другого к другому, связано с преданиями об их жизни и их проповеднической деятельности.
Дело в том, что, по преданию, Иоанн миссионерствовал на полуострове Малая Азия — в регионе, ставшим центром византийской цивилизации.
Апостол же Иаков проповедовал Евангелие в Палестине и в самом Иерусалиме. По некоторым сведениям, он покидал пределы Святой Земли, добираясь до римской провинции Испании и до Британских островов, где также основал общины верующих. Таким образом, он изначально предстает в качестве «апостола Западной Европы». Появление останков одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, на Пиринейском полуострове ещё в апостольские времена, также должно было способствовать усилению христианизации данной территории. Издавна люди верили, что место, в котором пребывают останки великого святого, особенно благословенно и склонно к процветанию. В таком месте стремились жить, дабы оказаться под воздействием благодати, покоящегося здесь праведника, что должно было приближать к спасению, к Богу. Подобным образом, во времена более поздние, происходило взрастание Москвы, как крупного, христианского центра: главной точкой этого центра сделалась усыпальница с мощами первого святого «в земле Московской просиявшего» — святителя московского Петра-митрополита, обустроенная в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Кремле.
Естественно, что популярность одного и другого апостолов на Востоке и на Западе соответственно, связана тем, насколько «более своим» воспринимался тот или иной апостол для Востока и для Запада бывшей Римской империи. Что касается Руси, то, приняв христианство через посредство Константинополя, она усвоила и присущую Византии высокую популярность апостола Иоанна Богослова. Поэтому храмов в честь него мы встретим под эгидой Русской православной церкви больше, чем храмов, посвященных его брату Иакову. Церковный раскол 1054 г. привел к тому, что те христианские святыни, что пребывали в странах Запада, оказались менее доступны восточнохристианским верующим, чем святыни византийские. Кроме того, после разделения церкви на католическую и православную, массовая популярность Иакова на Западе могла сообщать данной фигуре некий «католический оттенок», что мотивировало православных верующих больше обращаться к другим новозаветным персоналиям.
Даже в течение ряда последующих столетий, внешнее паломничество за пределы Руси воспринималось в первую очередь как паломничество по святым местам Византии, Сирии, Палестины, на Афон, и как бы официально не подразумевало посещения «западных» святынь. Хотя полностью ручеек русских паломников на Запад не иссякал. И одной из самых притягательных целей для таких путешественников, наряду с посещением славного своей христианской историй Рима, являлось путешествие в испанский город Сантьяго-де-Компостела, где в специальной капелле (часовне) кафедрального собора издавна хранились мощи святого апостола Иакова. Сохранившееся до наших дней здание собора было возведено в XI-XIII вв., на месте более ранней постройки IX в. То есть, место сделалось точкой притяжения паломников ещё до Крещения Руси, оставалось ею после данного события и является таковой по сей день.
Храмов, посвящённых апостолу Иакову Зеведееву, в России мало. В Москве только один из них — Церковь апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе[4], называется в честь этого святого. В церкви имеется частица мощей этого ученика Иисуса Христа, переданная из Испании. Переулок, в котором данный храм расположен, по нему именуется Яковоапостольским. В 2005 г. здесь же была сооружена часовня, которую освятили тоже в честь апостола.
В многопрестольной Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках[5] один из престолов освящен в честь апостола Иакова. Храм был возведён в селе Вешняково (сейчас р-н Москвы Вешняки) по инициативе боярина Фёдора Ивановича Шереметьева в 1644-1646 гг. Первоначально храм состоял из нижней церкви, посвящённой Успению Богородицы, и верхней церкви в честь Воскресения Христова (Пасхи). После смерти боярина, не оставившего наследников мужского пола, Вешняково перешло к мужу его младшей дочери — князю Никите Ивановичу Одоевскому, а затем к внуку Фёдора Ивановича — князю Якову Никитичу Одоевскому. Последний активно занялся обустройством села, расширением и украшением, находившегося там храма. Именно при нём у церкви появляются новые приделы, в том числе придел святого апостола Иакова Зеведеева. Можно предположить, что выбор святого был обусловлен тем, что он, вероятно, считался небесным покровителем князя Якова.
В Московской области приделы апостола Иакова Зеведеева имеются в Церкви Воскресения Христова в селе Дединово (Луховицкий р-н) и в Церкви зачатия Иоанна Предтечи в г. Коломне.
В остальной России иаковоапостольские храмы и приделы также крайне немногочисленны.
ССЫЛКИ:
[1] Античный город Ирия Флавия располагался на месте современного испанского города Падро́н.
[2] Сантьяго — святой Иаков. Сантьяго Матаморос — Святой Иаков-мавроборец.
[3] В католической церкви название «базилика» дается Папой Римским самым важным храмам. Обычно, это большие храмы, как правило возведённые над останками святых мучеников, и являющиеся популярным местом паломничества. Таким образом, у католиков название «базилика» свидетельствует о высоком статусе того или иного храма, при этом он не обязательно должен являться базиликой в архитектурном смысле. К началу 2020-х гг. в мире насчитывается около 2000 католических базилик.
[4] Адрес Церкви апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе: г. Москва, Яковоапостольский переулок, дом 6., строение 1. Деревянный храм на этом месте был известен уже с начала XVII в. В камне перестроен в 1676 г. на средства московского купца Даниила Пивоварова. Храм был трехпрестольным, с главным престолом во имя Казанской Богоматери и приделами свт. Николая и св. ап. Якова.
[5] Адрес Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках: г. Москва, ул. Юности, дом 17. Дата постройки храма — 1644-1646 гг.
На сайте храма отмечается, что встречающееся в наше время название этого храма Храм Воскресения Словущего в Вешняках появилось только годы советской власти и является исторически недостоверным. Изначально храм состоял из нижней церкви, освященной в честь Успения Богородицы, и верхней церкви, освященной в честь Воскресения Христова (Пасхи). Поэтому храм мог называться как Успенским, так и храмом Воскресения Христова. При каких обстоятельствах он стал именоваться в честь Воскресения Словущего, остается неизвестным. Воскресеньем Словущим называется не сам праздник Воскресения Иисуса Христа (Пасха), а праздник в честь сооружения в Иерусалиме, в IV в., храма Воскресения Христова, известного также, как Храм Гроба Господня. Несмотря на историческое несоответствие, возникшее в советский период название прижилось. См. История [Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках] URL: https://hram-veshnjaki.ru/istoriya/ Online: 01.01.21