Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
На 4-м курсе гражданской мореходки (морское училище), в которой у нас была военная кафедра, нас послали на военно-морскую практику на настоящий боевой корабль, сроком на месяц. Ещё не зная обычаев и особенностей срочной военной службы, мы по этому самому незнанию непреднамеренно пересекли невидимую границу палубы на баке (самая передняя часть палубы на носу корабля). Оказывается, находиться на баке - это привилегия старослужащих матросов по третьему году. Нас было десять курсантов и среди нас был один внушительных размеров "качок".
К нам выслали "салагу "первогодка, который принёс нам вызов от старослужащих на разговор. Встретились с ними в кубрике и они нам сказали, что мы не имеем права находиться на баке, находиться там могут только они, служащие по третьему году. Мы им доходчиво разъяснили, что, во-первых, мы не знали, а во-вторых, мы уже по 4-му году "служим" и по всему выходит, что у нас больше прав там находиться. Последовало недовольство и смутные намёки на последствия. Но им всё-таки пришлось согласиться. Нас было больше. А иначе мы им пообещали лишить их баковой привилегии и таким образом круто опозорить перед "салагами". А это неизбежно бы случилось, так как на корабле ничего не скроешь.
Чисто по-человечески мы их понимали. Они у себя и по неписаным понятиям дедовщины они всё делали правильно. Там у них даже стояли деревянные банки (табуретки по морск.) чтобы не сидеть на железе. Терпели они нас месяц, а через месяц мы убыли на гражданскую заграничную практику на танкера в Новороссийское Морское пароходство. СССР, 1970-е годы.
**
Служил после училища 1983-1988 г. в стройбате, МНР, Чойбалсан, Марково. Начал взводным, закончил ротным, не разбогател. Были те, кто дефицит распределяли. Водки не видел, в магазинах была монгольская водка - "архи". Сов. специалисты гнали самогон, мы их называли архивариусами.
**
Моя рота относилась к радиобюро, была ещё рота телеграфистов, рота приёмного центра, рота командного пункта. Ещё были телефонисты, но там в основном женщины были. В бункере за семью замками было отделение ЗАС. Все мы на этом командном пункте несли боевое дежурство. Ещё отдельно, в 6 километрах от нас, был ещё один бункер, там был передающий центр, с помощью передатчиков которого мы в эфир и выходили. Как весь этот конгломерат описать одним словом - не знаю.
**
В Читу я приехал в 1998 году, в/ч 48432. Примерно одновременно приехал лейтенант Слава Белоусов, закончил ЦОК, где выпускали мл. лейтенантов. В 2003 году я был уже на пенсии, встретились в СПб. Слава - майор. Никакого блата, только трудолюбие (ну и везение, конечно). И подобных встречал немало. Или похожий случай.
Я закончил ЛВУ ЖДВ и ВОСО в 1987 году. В 1999 году приехал в Петродворец, иду по плацу, навстречу однокурсник. Я подумал, что у меня после самолёта в глазах рябит от звёзд у него на погонах - полковник. Он полковником стал в 34 года. Без блата.
**
У нас насчёт кожаных ремней было строго - получить его можно было только отслужив год, пройдя обряд посвящения в фазаны, когда новоиспечённый дембель отбивал 12 банок избранному бойцу (как правило - своему стажёру), после чего они менялись ремнями. Дембеля до отъезда домой носили "деревянные" бойцовские ремни, нацепив на них к самой бляхе два тренчика заклёпками наружу. По крайней мере, у нас было именно так, а кожаный ремень на первогодке - нонсенс - за это и схлопотать можно было.
Читайте также: Байка о том, чем пугали курсантов ВВМУРЭ им. А. С. Попова
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.