Найти в Дзене

(НЕ) НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД

Знакомый нам с детства велик. На нем была разбита не одна коленка, он, пожалуй, каждого из нас против нашей воли подвел к излишне резкому и близкому знакомству с кустами крапивы. Такой понятный и простой. На данный момент – самое распространенное транспортное средство, по достоинству завоевавшее популярность сравнительно небольшим весом, компактным размером, полной автономностью от топлива, а также экологической чистотой и безопасностью.

Первые велосипеды весьма отдаленно напоминали современные модели, их конструкция продолжала совершенствоваться на протяжении нескольких сотен лет, приобретая порой немыслимые формы. Имеющаяся информация о велосипедах, созданных до 1817 года, довольно сомнительна. Так что начнем исторический обзор с 1818 года, когда немецкий барон Карл фон Дрез зарегистрировал патент на первый двухколесный самокат, получивший название «машина для бега».

Конструкция Дреза включала в себя руль, выполненную из дерева раму и два колеса без педалей. Да, это та самая дрезина, трагично засосавшая героя Никулина, названа так по имени изобретателя. Спустя короткое время разработка приобрела популярность в Великобритании, где ее окрестили «денди хорз» («лошадь денди»). Изобретение пришлось по нраву большому количеству британских производителей карет, которые начали выпуск своих самокатов.

Название же «велосипед» придумал французский изобретатель Жозеф Нильсефор Ньепс, который таким образом обозначил самокат Дреза, оснащенный регулируемым седлом.

-2

В 1839-1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан модифицировал дрезину, снабдив устройство педалями и седлом. В результате получается велосипед, имеющий уже больше сходств с современными моделями.

Каков же был принцип работы данного устройства? Педали толкали заднее колесо, к которому крепились металлические стержни с помощью шатунов. Руль отвечал за поворот переднего колеса, а сам велосипедист располагался между передним и задним колесами. К сожалению, конструкция Макмиллана не получила признания и оказалась невостребованной. Возможно, по причине неоправданной сложности. Миру нужно было простое и в то же время совершенное в своей сути транспортное средство. Последующих изобретали также настигли неудачи. К примеру, в 1845 году британский инженер Томпсон запатентовал надувную шину для велосипеда, однако его разработке не доставало технического совершенства. Не такое, оказывается, и простое дело было – велосипед изобрести.

-3

И всё-таки спустя семь лет француз Пьер Лалман доработал «денди хорз», оснастив педалями переднее колесо, которые в отличие от изобретения Макмиллана нужно было крутить, а не толкать. В 1863 году мастер создал велосипед, похожий на нынешние модели.

Годом позже промышленники из Лиона братья Оливье в содружестве с инженером Пьером Мишо запустили массовое производство усовершенствованных «денди хорз». Именно Мишо пришла в голову идея заменить деревянную раму металлической. Лалман недолго сотрудничал с Мишо и братьями Оливье, в 1866 году он переехал в Америку, где и запатентовал свое изобретение.

-4

Помните эти причудливые, словно сошедшие с картин Дали велосипеды, прочно ассоциирующиеся у меня лично с цирком? В семидесятых годах XIX века начала приобретать распространение так называемая система «пенни-фартинг», где размер переднего колеса значительно превышал габариты заднего, что, собственно, и определило название системы. Да, те самые цирковые велосипеды с гигантским передним колесом и маленьким задним. Великолепная, но определенно совершенно неудобная в применении конструкция. Педали располагались на переднем колесе, почти прямо над ними находилось седло. В связи с большой высотой сидения и смещенным к переднему колесу центром тяжести ездить на таком транспорте было довольно небезопасно.

-5

В 1867 году было представлено металлическое колесо со спицами, а в 1878 году британец Лоусон придумал снабдить велосипед цепной передачей.

Первая двухколесная машина с дизайном, похожим на современный, была представлена в 1884 году англичанином Джоном Кемпом Старли.

Велосипед назывался Ровер, а его выпуск начался в 1885 году. Конструкция велосипеда включала руль, два одинаковых по размеру колеса, цепную передачу и считалась безопасной. В России такие устройства назывались бициклетами (от фр. bicyclette), но позже этот термин перестал употребляться.

-6

В 1888 году широкое распространение приобрели каучуковые шины, запатентованные шотландцем Джоном Бойдом Данлопом. Благодаря им передвигаться на велосипеде стало гораздо комфортнее, а сами устройства избавились от прозвища «костотрясы».

Начиная с семидесятых годов XIX столетия стали появляться многочисленные модифицированные варианты велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед, которым можно управлять лежа.

В целом двухколесный транспорт 1890-х годов имел массу сходств с современными велосипедами, но из-за использования компонентов из ржавеющей стали (нержавеющая сталь тогда еще не производилась) требовал постоянной чистки, смазки и промывания бензином или керосином для поддержания рабочей формы.

-7

В конце XIX века появились педальные тормоза и механизм свободного хода. Тогда же были изобретены ручные тормоза и первые складные и алюминиевые велосипеды.

Конструкция велосипедов продолжала развиваться, и в первой половине ХХ века были представлены первые механизмы переключения скоростей, хотя они были несовершенными. В конце минувшего века в производство вошли титановые велосипеды и машины из углепластика (1974-75 годы), в 1983 году был представлен первый велокомпьютер. Несколькими годами позднее — системы индексного переключения скоростей.

В начале ХХ столетия популярность велосипедов пошла на спад в связи с появлением первых автомобилей, однако в конце шестидесятых годов того же века интерес к двухколесному транспорту снова возрос из-за популяризации здорового образа жизни и пристального внимания к экологическим проблемам.

-8

Подведем небольшие итоги.

Велосипед — уникальное и многофункциональное средство передвижения с давней историей, которое используется уже два столетия и является простым, недорогим, надежным, экологически чистым и приемлемым видом транспорта;

Использование велосипеда способствует бережному отношению к окружающей среде и поддержанию здоровья;

Синергия между велосипедом и велосипедистом способствует креативности и социальной вовлеченности и позволяет велосипедисту напрямую познавать окружающий мир;

Велосипед является символом экологичного транспорта, заставляет задуматься о необходимости рационального потребления и производства и оказывает положительное воздействие на климат.

3 июня ООН отмечает Всемирный день велосипеда. По всей Земле на улицу выходят стройные ряды велосипедистов, организуют колонны, массовые заезды. Самое время расчехлить старый пылящийся на антресолях или забытый на балконе велик, дабы присоединиться к движению в следующем году. Ну, на крайний случай аренду тоже никто не отменял. Велосипед — это свежий воздух, высокая проходимость, ноль вреда для природы и масса пользы для здоровья. О чем тут еще думать?

-9