Давайте мысленно возвратимся на девятнадцать столетий назад и заглянем в горницу в городе Иерусалиме. Ночь... одна из самых темных ночей в истории мира. Темно не потому, что тучи скрыли луну, а потому, что в эту ночь был предан Иисус.
Подошло время празднования Пасхи. В этой горнице вокруг стола собрались Иисус и Его ученики. Мы чувствуем напряженность атмосферы и видим печаль учеников, когда Иисус говорит о Своей неизбежной смерти и о том, что один из Его учеников предаст Его в руки врагов. В эту драматическую минуту Иисус берет хлеб и плод виноградной лозы и устанавливает Господню вечерю в знак вечной памяти о Своей смерти.
Но Иисус говорит не как побежденный, а как тот, кто сам распоряжается Собой и управляет ситуацией. Обращаясь к своим встревоженным ученикам, Он говорит: “Пусть не печалятся ваши сердца; продолжайте верить в Бога и в Меня. Много покоев в доме Отца Моего; если бы это было не так, Я сказал бы вам. Я иду туда, чтобы приготовить для вас место” (Ин. 14:1, 2; Современный Перевод). Потом Он заверяет Своих взволнованных учеников: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Ин. 14:27). Даже перед лицом смерти Он может говорить о Своей радости: “Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна” (Ин. 15:11).
Во время этих драматических событий Иисус обращается к Своим ученикам:
«Дети! Не долго уже быть Мне с вами: будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:33-35).
Прежде всего давайте отметим, что Иисус дал Своим ученикам заповедь.
ЗАПОВЕДЬ
Иисус сказал: “Заповедь новую даю вам”. Мы говорим не о том, что было бы неплохо сделать, и не о чем-то идеальном. Мы говорим о заповеди. А это не то, что делают по желанию. Заповедь надо исполнять.
Изучая, что говорит Библия о любви, я был поражен таким фактом: в Новом Завете больше стихов посвящено любви между братьями и сестрами во Христе, чем другим аспектам любви. Иисус хотел, чтобы мы обязательно поняли: в церкви мы должны любить друг друга.
Когда мы обращаемся к многочисленным стихам о любви к нашим братьям, мы видим, что понятия любви агапе (волевое усилие) и любви филиа (теплая эмоциональная любовь) смешиваются. Прочтем, к примеру 1 Пет. 1:22: “Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца”. Сложное греческое слово, переведенное как “братолюбие”, включает в себя слово филиа, а фраза “любите друг друга” - это перевод одной из форм слова агапе.
Обычно, когда вы видите в Новом Завете слово “братолюбие” или нечто аналогичное, знайте, что это перевод слова филаделфиа: филиа плюс аделфос (брат). Павел употребляет его в Рим. 12:10: “Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте”. Мы видим его в 1 Фес. 4:9, 10: “О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга; ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии”. Какую удивительную похвалу Павел высказывает этим братьям. Они были еще младенцами во Христе, и Павел пробыл с ними очень короткое время, но как быстро усвоили они необходимость любить друг друга.
Другие авторы тоже подчеркивают необходимость любить друг друга, используя греческое слово филаделфиа:
«Братолюбие между вами да пребывает» (Евр. 13:1).
«Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8).
«В благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:7).
В Писании есть также много мест, где говорится, что мы должны агапао наших братьев. Наиболее ярко эта мысль выражена в 1 Иоанна. Одна только эта книга более пятидесяти раз говорит о любви. Давайте обратимся к некоторым избранным стихам из главы 4, где сказано о любви к нашим братьям:
«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Кто говорит: “Я люблю Бога”, - а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (ст. 7, 8, 11, 12, 20, 21).
Однако, если мы ценим наши взаимоотношения во Христе, Иисусу не обязательно давать нам указание любить других в церкви.
В Новом Завете церковь называется разными словами: “тело”, “церковь”, “царство”, но больше всего мне по душе “семья”. Павел пишет, что обращается к Тимофею, чтобы тот знал, “как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого” (1 Тим. 3:15). Под “домом” в данном случае подразумевается семья. Церковь – это Божья семья! Бог – наш Отец (1 Ин. 3:1). Христос – наш старший брат (Рим. 8:29). А мы – братья и сестры (Иак. 5:12).
Этот факт особо подчеркивается в Новом Завете. Те, кто крещен по Писанию, называются по-разному: трижды “христианами” (Деян. 11:26; 26:28; 1 Пет. 4:16), несколько раз “святыми” (1 Кор. 1:2 и т. д.), несколько раз “членами” тела (1 Кор. 12:12, 27). Но чаще других употребляется слово “брат” (или “братья”). Один только Павел использует его более двадцати пяти раз.
Это должно оказывать огромное воздействие на наши чувства по отношению друг к другу. Есть что-то особенное в принадлежности к одной семье. Случается, что члены семьи не любят друг друга. Каин убил Авеля. Конфликт постоянно тлел между Иаковом и Исавом. Авессалом восстал против своего отца. Но как правило, члены одной семьи имеют особую привязанность друг к другу. У меня есть брат, который на несколько лет моложе меня. Я могу нелестно отозваться о нем, но вам этого не позволю, потому что он мой брат! Вполне возможно, у вас тоже такая семья, и вы понимаете, как здорово быть членами одной семьи. Бывает даже очень приятно, когда вдруг обнаруживаются дальние родственники, о существовании которых ты и не знал.
Повторяю, Христу необязательно было заповедовать нам любить друг друга, потому что мы и так братья и сестры в Нем. Но факт остается фактом: это заповедь.
Вы можете сказать: “Я хотел бы любить других в церкви, но не знаю, как”. Можно дать несколько советов, как научиться больше любить друг друга. Как уже сказано, нам необходимо осознать свои взаимоотношения во Христе. Еще раз хочу указать: в своем первом послании Иоанн подчеркивает, что, если мы действительно ценим то, что Бог и Христос сделали для нас, то одно только это уже должно заставить нас любить друг друга.
Пожалуй, самые хорошие практические советы дает Бонардо Оверстрит. Автор отмечает, что для того, чтобы научиться любить друг друга, мы должны: (1) вместе есть, (2) разговаривать и слушать друг друга, (3) оказывать и принимать помощь, (4) вместе работать и вместе отдыхать, (5) вместе учиться, (6) вместе утверждать истину. Заметьте, что это самые простые взаимоотношения в жизни. Обычно подразумевается, что мы делаем все это вместе тогда, когда любим друг друга. На самом же деле мы начинаем любить других людей, когда делаем все это.
Этот перечень может найти применение во время свиданий, в браке, в семье или дружбе. Он также применим и к церкви. Некоторые из этих пунктов особенно касаются наших взаимоотношений во Христе. Нам нужно садиться за общий стол; ранняя церковь устраивала так называемые вечери любви. Нам нужно разговаривать друг с другом; Иисус и Его ученики разговаривали друг с другом, когда шли куда- либо вместе. Используйте всякую возможность как до, так и после богослужения, чтобы лучше узнать своих братьев и сестер во Христе. Не прибегайте на собрания в последнюю минуту и не убегайте поспешно. Нам нужно помогать друг другу и воодушевлять друг друга, ведь мы члены одного тела (1 Кор. 12). Мы должны вместе учиться; следуя за Иисусом и учась у Него, ученики строили взаимоотношения не только со своим Учителем, но и друг с другом. Давайте учиться вместе на библейских занятиях, во время богослужения и в других ситуациях.
Газоны и клумбы не ухаживают сами за собой. Кусты и деревья не подрезают сами себя. И любовь не возникает сама по себе. Любовь к нашим братьям требует усилий - но мы должны их прилагать, потому что это заповедь.
НОВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Но это не просто заповедь; это новая заповедь.
Новизна ее не в повелении любить других. Ветхий Завет учил евреев любить своих ближних (Лев. 19:18). На протяжении всей истории учителя учили тому же. О необходимости любви говорил Сократ. Будда учил своих последователей быть друзьями для всех. Новизна заповеди состояла в том, что любить нужно так, “как” Христос возлюбил нас! Эта любовь была новой по своим масштабам, так как охватывала всех людей. Она была новой по духу самоотречения, так как говорила о помощи другому человеку. Она была новой по своему служению, так как была нацелена на помощь другим. Она была новой по своей жертвенности, так как была готова умереть за других!
Можно много говорить о том, как Христос возлюбил нас, но сейчас давайте отметим три аспекта любви Христа, которые помогут укрепить наши взаимоотношения в церкви: любовь Иисуса отличалась готовностью, стремлением и способностью.
(1) Любовь Иисуса была готова поверить в лучшее
В данном исследовании мы увидели, что одним из самых замечательных свойств любви является готовность истолковывать действия других в лучшую сторону. Любовь “всему верит” (1 Кор. 13:7).
Любовь Иисуса обладает этим прекрасным качеством. В неустойчивой, колеблющейся личности Симона Он увидел скрытую мощь твердой, непоколебимой верности - и дал ему имя Петр, что значит камень (Мф. 16:18). Когда Иисус впервые встретился с Иоанном, молодой человек не был апостолом любви. Иоанн был готов испепелить всех, кто не был с ними. Но Иисус увидел его скрытые возможности, его небезразличное сердце и поручил Иоанну заботиться о Своей матери (Ин. 19:26, 27).
Как нам нужно такое качество в церкви! Одна женщина, член церкви, не пропускала почти ни одного церковного мероприятия. И вдруг она перестала быть такой активной, как прежде. Она все чаще оставалась дома. А вскоре все заметили, что несколько раз в неделю к ней домой приходит мужчина приятной наружности, и поползли слухи - пока все не прояснилось. Оказывается, она была неизлечимо больна раком, и врач, который оказался ее знакомым, стал часто навещать ее, чтобы справиться о ее здоровье.
Я думаю, эта сестра совершила ошибку. Я считаю, она должна была рассказать о своей проблеме. Именно для этого и существует семья. Но сейчас я хочу сказать следующее: как было бы хорошо, если бы каждый член семьи истолковал сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Ведь это было так просто: спросить, что случилось, или просто проявить заботу.
Как-то брат во Христе написал и прочел проповедь под названием “В день (второго) пришествия Христа”. Одна из сестер отправила копию этой проповеди своему сыну. Молодому проповеднику текст явно понравился, и он его широко использовал в своей работе. А когда эта проповедь была опубликована в виде отдельной брошюры, настоящего автора обвинили в “краже” проповеди того брата. Никому и в голову не пришло обратиться к нему и спросить, что предшествовало публикации.
Позвольте мне привести еще один пример из США. Несколько лет назад пошли разговоры, что большая община в Лаббоке, штат Техас, приглашала людей на богослужения, предлагая марки, дававшие право на скидку при покупке товаров. В действительности же дело было так: какой-то шутник прикрепил к афише, объявлявшей о богослужении, ту самую марку. Как только в общине это заметили, вывеску сняли. Но все же некоторые ее увидели. И тут же начались разговоры.
Конечно же, нет надобности говорить, что такие клеветники нарушили много библейских принципов. В частности, тот принцип, в котором говорится, что, если ты имеешь что-то против брата, пойди к нему и поговори с ним (Мф. 18:15). Но прежде всего они нарушили закон любви. Любовь готова верить в лучшее в брате.
Когда возникают несправедливые обвинения, перешептывания, косвенные намеки, давайте молиться о том, чтобы иметь такую же любовь, какая была у Иисуса!
(2) Любовь Иисуса стремилась не обращать внимания на многие недостатки
Не опережайте меня в этом вопросе. Я не сказал “все недостатки” и не использовал слово “потворствовать”. Я еще остановлюсь на разнице между этими словами, но сейчас я хочу подчеркнуть, что до тех пор, пока мы не научимся смотреть сквозь пальцы на многие недостатки, мы не сможем ладить ни с кем.
Подумайте об отношениях Иисуса со Своими учениками. Вспомните об их слабостях и о том, как часто они разочаровывали своего Учителя. Если бы Иисус хотел, Он мог бы с раннего утра до позднего вечера говорить им об их недостатках. У Него не осталось бы времени на то, чтобы учить народ. Иисус был терпелив со Своими ближайшими учениками.
В Еф. 4:4-6 замечательно говорится о единстве. В этих стихах подчеркивается, что, если мы хотим быть едины, мы должны иметь согласие по определенным важным истинам, а именно: одно тело, один Дух, одна надежда, один Господь, одна вера, одно крещение и один Бог. Но заметьте, что эти стихи предваряются объяснением, какой дух необходим для единства:
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1-3).
Другой важный стих на эту тему - 1 Пет. 4:8: “Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов”. Петр, наверное, цитировал Прит. 10:12: “Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи”. На многое нужно обратить внимание в этом стихе. Петр подчеркивает важность любви: “Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу”. Он обращает наше внимание на силу любви, которая должна быть в нас: “Имейте усердную любовь друг ко другу”. Но я особо хочу выделить слова “любовь покрывает множество грехов”.
Общеизвестно, что, если мы любим, мы закрываем глаза на многие изъяны. Почти в каждом доме есть старая игрушка, старомодная картина или мебель, которая не совсем вписывается в интерьер. Почему мы их храним? Потому, что с ними связаны наши воспоминания - а любовь покрывает их недостатки.
Однажды художник написал портрет друга. Друг запротестовал: “Портрет слишком хорош, он не отражает истины”. “Нет, - ответил художник, - я просто написал его с любовью”.
У меня есть несовершеннолетний племянник. Пока что я не обнаружил у него ни одного недостатка. Но даже если бы они и были, моя любовь к нему покрыла бы их, и он все равно был бы самым очаровательным мальчуганом на свете.
А теперь давайте применим этот общий принцип к вопросу о грехе. Каким образом “любовь покрывает множество грехов”? Если кто-то, кого я не люблю, грешит, мне совсем не трудно тут же его осудить. Но если я его люблю, я, помимо всего прочего, постараюсь понять его и выяснить причину его поступка.
За свою жизнь я сделал много такого, что огорчало людей. Как правило, по небрежности, а не по злому умыслу. Я часто бываю настолько погружен в свои мысли, что не замечаю людей. Иногда я забываю сделать то, что обещал. Порой мои слова кого-то задевают. В результате кто-то меня недолюбливает, а кто-то вообще не хочет иметь со мной дело. Но есть один человек, с которым я поступал так же и даже хуже, поступал вновь и вновь, но он мне все прощает. Разумеется, я говорю о своей жене. Почему так? Да потому, что “любовь покрывает множество грехов”.
Нам нужен такой дух и в церкви. Большинство из нас, став частью церкви, проходит ряд этапов. Этап первый: мы думаем, что все люди в церкви совершенны. Этап второй: мы осознаем, что все в церкви слабы и имеют недостатки. Этап третий: мы учимся любить их несмотря на их недостатки. Позвольте мне сказать вам: если вы не дойдете до третьего этапа, то вы оставите церковь.
Является ли это свойство любви “покрывать множество грехов” совершенно новым понятием? Нет, это лишь практическое применение золотого правила. Я хочу, чтобы другие любили меня вопреки моим недостаткам. Поэтому и мне нужно любить других вопреки их недостаткам.
(3) Любовь Иисуса была способна прощать
Этот третий пункт тесно увязан с двумя предыдущими.
Иисус сказал женщине, уличенной в прелюбодеянии: “Иди и впредь не греши” (Ин. 8:11). На кресте Он молился: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34). Иисус не был злопамятным; в Его сердце не было места враждебности. Вот какая у Него была любовь.
Кто-то может возразить: “Но вы же не знаете, что этот человек мне сделал! Я его никогда не прощу, никогда!” Я бы не хотел оказаться рядом с таким человеком в судный день! Иисус сказал: “А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:15).
Было бы нереалистично думать, что между Божьими чадами никогда не будет недоразумений. В Деян. 15:39 говорится, что между Павлом и Варнавой “было... сильное разногласие” (Современный Перевод). Но даже когда возникают проблемы, мы не должны таить недобрых чувств. Мы должны быть готовы простить. Мы должны любить так, как любил Иисус!
Может быть и такая реплика: “Великолепно! Я полагаю, вы просто хотите, чтобы мы забыли о грехе, чтобы мы просто закрыли на все глаза!” Вовсе нет. Не забывайте, речь идет о любви агапе. Не забывайте, это та любовь, которая желает наилучшего тому, кого любит. Не забывайте, это трудная любовь. Разве Иисус вообще не обращал внимания на грех? Нет. Иногда Он обличал Своих учеников. О фарисеях Он сказал: “Змии, порождения ехиднины!” (Мф. 23:33), – иными словами, Он назвал их “скрытыми, тайными врагами”. Он выгнал менял из храма.
Ни одно место Писания никогда нельзя использовать таким образом, чтобы оно противоречило другим местам Писания. Достаточное количество стихов говорит, что мы не должны оставаться равнодушными к греху. Вспоминается 1 Цар. 15. Когда Саул согрешил, Самуил опечалился. Он горевал всю ночь. Как я уже говорил, 1 Пет. 2:17 велит нам “братство любить”, но если нас не волнуют грехи наших братьев, то мы их попросту не любим.
Многие отрывки говорят, что наказание с целью исправления иногда просто необходимо (1 Кор. 5 и т. д.), а если мы не наказываем грех так, как должно, то и не любим так, как должно. Давайте еще раз прочтем Евр. 12:6: “Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает”. Мы не можем игнорировать ни один грех, в котором человек не раскаялся, так как это может привести его душу в геенну огненную. Если мы не пытаемся помочь человеку преодолеть грех в его жизни, значит, мы не любим его.
Поэтому я не говорю, что мы должны игнорировать грех; я говорю, что мы можем работать над тем, как мы исправляем грех. Мы должны научиться помогать людям с любовью. Я особенно подчеркиваю, что мы должны работать над своими мотивами, над своим сердцем. Говорят, что многим из нас лучше даются суровые добродетели, чем нежное милосердие. Мы должны учиться любить так, как любил Иисус.
ОТЛИЧАЮЩАЯ ЗАПОВЕДЬ
И, наконец, давайте отметим, что это отличающая заповедь. Иисус сказал: “По тому узнают все, что вы Мои ученики”.
Если мы гордимся своим членством в какой-нибудь организации, мы хотим, чтобы люди об этом знали. Некоторые носят значки той организации, в которой они работают или в какой состоят.
Но Иисус говорил, что люди будут узнавать в нас Его учеников не по значку, не по какой-то там униформе, стилю одежды или прическе, но по тому, как мы любим друг друга.
Иисус мог бы конкретизировать многое. Он мог бы сказать, что люди будут узнавать в нас Его учеников по нашему крещению погружением в воду для прощения грехов. Это важно (Деян. 2:38), но можно креститься по неверным мотивам. Или Он мог бы сказать, что люди будут узнавать в нас Его учеников по тому, что мы знаем на память много стихов из Писания - или по многим другим отличительным признакам, большинство из которых или даже все могут быть очень важными, даже обязательными. Но Он только сказал, что люди будут узнавать в нас Его последователей, если мы научимся любить друг друга.
У нас есть все основания полагать, что ранняя церковь восприняла эти слова серьезно. Древний историк Тертуллиан говорил, что мир вынужден был сказать о ранних христианах: “Смотрите, как они любят друг друга; они даже готовы умереть друг за друга”.
Хочу предупредить: не надо воспринимать этот стих в отдельности от других. Он не утверждает, что это то, что люди могут увидеть с помощью своих глаз, но это, в конечном итоге, то, что привлекает или отталкивает людей. Мы не можем быть церковью Господней, если не наставлены в правильном учении. Однако ни на кого не произведет впечатление наша правильность, если мы не будем любить друг друга. Кто-то цинично отозвался о членах церкви: “Это группа людей с многочисленными «не»: они не пьют, не ругаются, не прелюбодействуют - и не любят друг друга”.
Я не раз пытался вернуть людей в церковь и в ответ слышал истории, подобные этой: “Мой отец был старейшиной (или проповедником, дьяконом, или кем-то еще), но он плохо обращался с моей матерью и со мной”. Я также призывал людей подчиниться евангелию и стать членами церкви, а в ответ мне бросали: “А вы знакомы с таким-то? Он, кажется, большая шишка там, где вы проповедуете, но я видел, как он относится к другим людям”. Пока мы не научимся любить друг друга, наши усилия по евангелизации не будут иметь большого успеха!
Помоги нам, Боже, любить наших братьев, и пусть мир это увидит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом уроке я подчеркнул важность любви к другим в теле Христовом. Мы осветили готовность истолковывать действия других в лучшую сторону, не обращать внимания на многие недостатки и прощать. В заключение хочу спросить: “что вы думаете об этом?” Как бы вы закончили фразу: “Что касается братской любви, то я хочу...”?
Однажды я прочитал такую историю. Один член общины подарил проповеднику новую машину. Как-то раз тот поехал ней навестить кого-то из братьев. Вернувшись к машине, он увидел бедно одетого мальчишку, который с восхищением ее рассматривал. “Вот это машина!” - воскликнул мальчишка. Проповедник объяснил ему, что сам он не мог себе позволить купить такой автомобиль и что такой подарок сделал один из братьев, чтобы можно было его использовать в служении Богу. Мальчик подумал немного и сказал: “Хотел бы я... быть таким братом”.
Когда мы говорили о том, что предполагает любовь к братьям, то некоторые из нас, возможно, подумали: “Хотел бы я, чтобы мои братья относились ко мне вот так”. Однако Иисус хочет услышать другой ответ: “Я хочу вот так относится к своим братьям и сестрам!”