Найти тему
Учу сына говорить

Алалия. Не умею играть с ребенком. А надо!!! Какие игрушки лучше иметь дома

Многие мамы не умеют, и, соответственно, считают, что не любят играть с детьми. Мне тоже всегда было трудно играть с детьми. С дочкой я старалась придумывать какие-то квесты, думаю, что сложноватые для восприятия, т.к. просто посадить куклу за стол и поить ее чаем, мне казалось каким-то уж совсем примитивным занятием. В основном, думаю, наши игры сводились все-таки к процессу завуалированного обучения. Вроде "игры в школу", только вместо кукол у тебя своя, настоящая, легко обучаемая))) Можно гордиться и ей и собой.

С сыном у меня ситуация была еще сложнее. Я категорически не понимала как играть в "мальчиковые" игры. Ну вот построили мы из книжек горку, покатали по ней все машинки, какие нашли, а дальше-то что делать?

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Сейчас я обратилась к игротерапии. В теории игры в советской психологии закрепляется принцип о том, что образец игры для ребенка так или иначе предлагается взрослым. Речь о том, что любые способы игры ребенок заимствует из мира, творчески приспосабливая их к своим потребностям.

Согласно гипотезе Л.С, Выготского, игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера.

Игротерапия, центрированная на ребенке, как метод психотерапевтической помощи детям, зачастую вызывает недоумение и у родителей, и у специалистов. Игровая терапия не похожа на обычные занятия с ребенком: ребенок молчит, взрослый молчит, разве что ненавязчиво прокомментирует это молчание, ребенок совершает одно и то же игровое действие и взрослый опять-таки позволяет себе только прокомментировать то, что делает ребенок или вторит его звукам"вжжжжж", "тррррр"....

То есть, в принципе, мы родители, которые не умеют и не любят играть с ребенком, практически делаем все правильно))) Главное создать правильную среду для игр и развития. Ну и несколько несложных правил.

Как показали исследования, игра, игровая терапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных проблем:

  • коррекция элективного мутизма;
  • снижение агрессивного поведения;
  • коррекция затруднений в чтении;
  • улучшение успеваемости детей с затруднениями в обучении;
  • коррекция отставаний в речевом развитии;
  • коррекция интеллектуального и эмоционального развития детей с УО;
  • лечение заикания;
  • улучшение Я-концепции.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми всех диагностических категорий, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Вот минимум игрушек, которые рекомендуется игротерапевтами иметь для побуждения ребенка к выражению собственных потребностей, чувств и ощущений с помощью игры.

Причем очень важным отмечают игротерапевты: игрушки следует выбирать, а не собирать.

Не нужно устраивать огромный склад игрушек и покупать все подряд. Сейчас так сложно выбрать из огромного количества самых разнообразных игр и игрушек, да и маркетологи делают все, чтоб родители никогда не останавливались.

Игротерапевты рекомендуют выбирать игрушки и материалы, которые облегчают решение семи основных задач:

  • установление позитивных отношений с ребенком;
  • выражение широкого спектра чувств;
  • проработка опыта реальной жизни;
  • практическая проверка ограничений;
  • развитие позитивного образа Я;
  • развитие самопознания;
  • возможность развития самоконтроля.

Игрушки и материалы:

  • Цветные карандаши и краски, кисти
  • Белая и цветная бумага
  • Ножницы
  • Бутылочка с соской
  • Пластиковый нож
  • Кукла
  • Глина или пластилин
  • Ружье с мягкими пулями
  • Солдатики (достаточно 20 фигурок)
  • Набор игрушечной посуды
  • Самолет
  • Машинка
  • Маски
  • Мячик
  • Полочки от мороженого
  • хлопковые веревки
  • Телефон
  • Агрессивные куклы на руку (крокодил, волк, дракон)
  • Кукольная семья
  • Мебель для кукольного домика (хотя бы спальня, кухня и ванная)
  • Кукольный домик (можно самодельный из коробки на дне которой расчерчены комнаты и вырезаны дверь и окна)
  • Скотч и клей
  • Игрушечные украшения
  • Емкость со слоем песка в два сантиметра, большая ложка, воронка, сито, ведро

Дополнительными игрушками могут быть:

  • Куклы, кукольная кровать, одежда и т.д.
  • Пустышка
  • Кошелек с "драгоценностями"
  • Доска, мел, цветные мелки, губка
  • Игрушечные холодильник, плита
  • Игрушечная посуда - кастрюли, сковородки, кувшин
  • Пищевые продукты (пластмассовые или нарисованные, слепленные)
  • Пустые банки из-под продуктов, картонки из-под яиц
  • Губка, полотенце, мыло, щетка, расческа
  • Метелка, совок
  • Игрушечные часы
  • Строительные кубики (различной формы и размера)
  • Грузовик, машина, самолет, трактор, лодка, автобус
  • Ксилофон, цимбалы, барабан
  • Солдатики и армейское снаряжение
  • Каска пожарного и другие головные уборы
  • Животные из зоопарка, домашние животные
  • Дротики с присосками для метания и мишень
  • Докторский саквояж
  • Игрушечные деньги и кассовый аппарат
  • Половики или старые полотенца
  • Пластмассовый конструктор
  • Веревка
  • Лоскутки.

Важно, чтобы игрушки имели свое место и ребенок всегда знал, что она там. Это создает прогнозируемость и надежность. Важно, чтобы детская комната не выглядела как чулан )))

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Речь в статье не идет о развивающих пособиях, которые используются родителями именно для занятий. У них свое место и градация, которая зависит чаще всего от того, что ближе для понимания ребенком и отработки определенных когнитивных функций.