Многие мамы не умеют, и, соответственно, считают, что не любят играть с детьми. Мне тоже всегда было трудно играть с детьми. С дочкой я старалась придумывать какие-то квесты, думаю, что сложноватые для восприятия, т.к. просто посадить куклу за стол и поить ее чаем, мне казалось каким-то уж совсем примитивным занятием. В основном, думаю, наши игры сводились все-таки к процессу завуалированного обучения. Вроде "игры в школу", только вместо кукол у тебя своя, настоящая, легко обучаемая))) Можно гордиться и ей и собой.
С сыном у меня ситуация была еще сложнее. Я категорически не понимала как играть в "мальчиковые" игры. Ну вот построили мы из книжек горку, покатали по ней все машинки, какие нашли, а дальше-то что делать?
Сейчас я обратилась к игротерапии. В теории игры в советской психологии закрепляется принцип о том, что образец игры для ребенка так или иначе предлагается взрослым. Речь о том, что любые способы игры ребенок заимствует из мира, творчески приспосабливая их к своим потребностям.
Согласно гипотезе Л.С, Выготского, игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера.
Игротерапия, центрированная на ребенке, как метод психотерапевтической помощи детям, зачастую вызывает недоумение и у родителей, и у специалистов. Игровая терапия не похожа на обычные занятия с ребенком: ребенок молчит, взрослый молчит, разве что ненавязчиво прокомментирует это молчание, ребенок совершает одно и то же игровое действие и взрослый опять-таки позволяет себе только прокомментировать то, что делает ребенок или вторит его звукам"вжжжжж", "тррррр"....
То есть, в принципе, мы родители, которые не умеют и не любят играть с ребенком, практически делаем все правильно))) Главное создать правильную среду для игр и развития. Ну и несколько несложных правил.
Как показали исследования, игра, игровая терапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных проблем:
- коррекция элективного мутизма;
- снижение агрессивного поведения;
- коррекция затруднений в чтении;
- улучшение успеваемости детей с затруднениями в обучении;
- коррекция отставаний в речевом развитии;
- коррекция интеллектуального и эмоционального развития детей с УО;
- лечение заикания;
- улучшение Я-концепции.
Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми всех диагностических категорий, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
Вот минимум игрушек, которые рекомендуется игротерапевтами иметь для побуждения ребенка к выражению собственных потребностей, чувств и ощущений с помощью игры.
Причем очень важным отмечают игротерапевты: игрушки следует выбирать, а не собирать.
Не нужно устраивать огромный склад игрушек и покупать все подряд. Сейчас так сложно выбрать из огромного количества самых разнообразных игр и игрушек, да и маркетологи делают все, чтоб родители никогда не останавливались.
Игротерапевты рекомендуют выбирать игрушки и материалы, которые облегчают решение семи основных задач:
- установление позитивных отношений с ребенком;
- выражение широкого спектра чувств;
- проработка опыта реальной жизни;
- практическая проверка ограничений;
- развитие позитивного образа Я;
- развитие самопознания;
- возможность развития самоконтроля.
Игрушки и материалы:
- Цветные карандаши и краски, кисти
- Белая и цветная бумага
- Ножницы
- Бутылочка с соской
- Пластиковый нож
- Кукла
- Глина или пластилин
- Ружье с мягкими пулями
- Солдатики (достаточно 20 фигурок)
- Набор игрушечной посуды
- Самолет
- Машинка
- Маски
- Мячик
- Полочки от мороженого
- хлопковые веревки
- Телефон
- Агрессивные куклы на руку (крокодил, волк, дракон)
- Кукольная семья
- Мебель для кукольного домика (хотя бы спальня, кухня и ванная)
- Кукольный домик (можно самодельный из коробки на дне которой расчерчены комнаты и вырезаны дверь и окна)
- Скотч и клей
- Игрушечные украшения
- Емкость со слоем песка в два сантиметра, большая ложка, воронка, сито, ведро
Дополнительными игрушками могут быть:
- Куклы, кукольная кровать, одежда и т.д.
- Пустышка
- Кошелек с "драгоценностями"
- Доска, мел, цветные мелки, губка
- Игрушечные холодильник, плита
- Игрушечная посуда - кастрюли, сковородки, кувшин
- Пищевые продукты (пластмассовые или нарисованные, слепленные)
- Пустые банки из-под продуктов, картонки из-под яиц
- Губка, полотенце, мыло, щетка, расческа
- Метелка, совок
- Игрушечные часы
- Строительные кубики (различной формы и размера)
- Грузовик, машина, самолет, трактор, лодка, автобус
- Ксилофон, цимбалы, барабан
- Солдатики и армейское снаряжение
- Каска пожарного и другие головные уборы
- Животные из зоопарка, домашние животные
- Дротики с присосками для метания и мишень
- Докторский саквояж
- Игрушечные деньги и кассовый аппарат
- Половики или старые полотенца
- Пластмассовый конструктор
- Веревка
- Лоскутки.
Важно, чтобы игрушки имели свое место и ребенок всегда знал, что она там. Это создает прогнозируемость и надежность. Важно, чтобы детская комната не выглядела как чулан )))
Речь в статье не идет о развивающих пособиях, которые используются родителями именно для занятий. У них свое место и градация, которая зависит чаще всего от того, что ближе для понимания ребенком и отработки определенных когнитивных функций.