11K подписчиков

Новороссийск. "Исход" - красивый памятник которого не должно быть ни у Красных, ни у Белых

3,8K прочитали

Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А. Суворов, знакомый нашим читателям по памятнику "Новороссийской республике".

Памятник "Исход" установлен в 2013 году на набережной им. адмирала Серебрякова и представляет из себя скульптурную группу из белогвардейского офицера с конём, явно навеянную образом поручика Брусенцова из великолепного фильма "Служили два товарища". При этом, образ именно "навеян", так как, к чести автора, в фильме вы не увидите кадров реализованных в скульптуре.

кадр из фильма "Служили два товарища"
кадр из фильма "Служили два товарища"

Памятник посвящён, как сейчас говорят, "драматическому, перевернувшему и расколовшему тысячи судеб, событию, которое впоследствии получило название "Новороссийской катастрофы", а именно "как покидали родные края под гнетом врага воины Белой армии вместе с мирными жителями" в марте 1920.

Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А.-3

Сколько пафоса, не правда ли? А эпитеты какие! И "воины", и "гнёт", и "перевернувшее" с "расколовшим" и т.д. Так и встаёт перед глазами образ марширующих по тёмным улицам строгих скорбных колонн белых пушистых рыцарей без страха и упрёка. Как они уступают последнее место на уходящем пароходе ребёнку, а сами бросаются в последнюю штыковую атаку (патронов же нет) и гибнут под пулемётным огнём "красных орд".

Вот только проблема в том, что было всё с точностью до наоборот. Проиграв всё и вся белые армии отступали. Хотя подобное сложно назвать отступлением и даже бегством, скорее "разбегайством". Армия была полностью деморализована и разбегалась кто куда. Кто бежал к "зелёным", кто к "красным", кто просто "за камушком притаился". Но нас интересуют бежавшие в Новороссийск и соревнующиеся кто первым добежит до пароходов. И в соревновании этом приняли участие и казаки, и "добровольцы", и "пскопские мобилизованные".

брошенные в Новороссийске английские танки
брошенные в Новороссийске английские танки

На момент "финальной точки" в районе Новороссийска было сосредоточено около 55 тысяч белогвардейцев. И это без учёта "вольноопределяющегося офицерства" в самом городе, о котором выразился обещавший застрелится, но решивший эвакуироваться Деникин: "Улицы запружены молодыми и здоровыми воинами-дезертирами. Они бесчинствовали, устраивали митинги, напоминавшие первые месяцы революции, с таким же элементарным пониманием событий, с такой же демагогией и истерией. Только состав митингующих был иной: вместо "товарищей солдат" были офицеры".

А если прибавить к этому ещё значительные силы, понявших невозможность эвакуации и ушедших в сторону Туапсе, то силищи будет ...

Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А.-5

Данные цифры вполне идентичны численности наступающих "красных". Наступление которых на завершающем этапе, правда так же сложно назвать наступлением. Сильно обескровленные в предыдущих боях, пополняемые практически только за счёт пленных, "красные" не смогли полностью разгромить деникинские войска. Зачастую они просто шли за белыми и занимали оставляемую территорию.

Кстати, пленным, встретившим у красных "родственников или знакомцев" ранее попавших в плен, в случае желания служить в одной части, командование шло навстречу. В самом же Новороссийске из 22 тысяч брошенных Деникиным, в основном казаков, 20 тысяч вступили в РККА. Вот такой он "красный террор" в действии.

Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А.-6

И пожалуй последнее. "Из-за недостатка судов удалось вывезти лишь 33 тыс. беженцев".

Беженцы. Ну да, ну да. Как описывает участник тех событий поручик Белой армии С. Мамонтов в книге "Походы и кони", шанс на эвакуацию имели только подразделения сохранившие боеспособность и благодаря этому фактически захватывающие транспорты. Может поэтому в числе эвакуированных в Крым большую часть составляли "добровольцы" и конечно "уважаемые с имуществом". Сколько затоптали и сбросили в море слабых, женщин, детей и раненных ни кто не считал.

Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А.-7

Очень любят приводить пример того как офицер одной из добровольческих частей, их ещё частенько называют "цветными" из-за выделяющихся элементов формы («корниловцы», «марковцы», «дроздовцы» и «алексеевцы»), сперва застрелил свою жену и детей, а затем и сам застрелился. Так ему к Красным не хотелось. Вот только обычно забывают добавить, что произошла эта трагедия по причине того, что "полковые браты" отказали офицеру в эвакуации семьи.

Что касается числа судов для эвакуации, то об их недостатке может говорить только полный дилетант. Чёрное море в тот период было под полным контролем флота "белых" (помните корабли ушедшие в 1918 году в Севастополь и сдавшиеся немцам) и Антанты. Вот только значительная часть транспортных судов подвязалась на коммерческих рейсах (Эмигрантский историк П.А. Варнек, статья «У берегов Кавказа в 1920 году»), а суда находившиеся в Севастополе, "придержало" для себя морское ведомство на случай бегства, опасавшееся, что Слащёв не удержит Крым.

И. А. Владимиров. Бегство буржуазии из Новороссийска. 1920 г.
И. А. Владимиров. Бегство буржуазии из Новороссийска. 1920 г.

Вот так на самом деле выглядело "белое рыцарство", образ которого очень удачно выражен в куплетах в исполнении Людмилы Гурченко в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» :

"Извините, мсье полковник, чем стареть

Может лучше за Россию умереть?

Ради чести и престижа, не шучу?"

Он ответил: "Что я, рыжий? НЕ-ХО-ЧУ!"

кадр из фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
кадр из фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»

Поэтому, мы считаем, что "новороссийская эвакуация" в 1920 году является не трагедией, а величайшим позором, вне зависимости от политических пристрастий читателя. И не смотря на то, что памятник, так многозначительно названный "Исход", действительно красив, он не должен существовать. О позоре надо помнить, но не увековечивать его в памятниках.

Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А.-10

Немного интересного о памятниках:

Не пренебрегайте комментариями, там (в спорах) представлено много интересной информации, не вошедшей в статью.

Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))