Рассказывая о монументе "Морякам революции" в Новороссийске, мы упомянули, а сейчас хотим рассказать более подробнее, о памятнике "Исход", автором которого является скульптор А. Суворов, знакомый нашим читателям по памятнику "Новороссийской республике".
Памятник "Исход" установлен в 2013 году на набережной им. адмирала Серебрякова и представляет из себя скульптурную группу из белогвардейского офицера с конём, явно навеянную образом поручика Брусенцова из великолепного фильма "Служили два товарища". При этом, образ именно "навеян", так как, к чести автора, в фильме вы не увидите кадров реализованных в скульптуре.
Памятник посвящён, как сейчас говорят, "драматическому, перевернувшему и расколовшему тысячи судеб, событию, которое впоследствии получило название "Новороссийской катастрофы", а именно "как покидали родные края под гнетом врага воины Белой армии вместе с мирными жителями" в марте 1920.
Сколько пафоса, не правда ли? А эпитеты какие! И "воины", и "гнёт", и "перевернувшее" с "расколовшим" и т.д. Так и встаёт перед глазами образ марширующих по тёмным улицам строгих скорбных колонн белых пушистых рыцарей без страха и упрёка. Как они уступают последнее место на уходящем пароходе ребёнку, а сами бросаются в последнюю штыковую атаку (патронов же нет) и гибнут под пулемётным огнём "красных орд".
Вот только проблема в том, что было всё с точностью до наоборот. Проиграв всё и вся белые армии отступали. Хотя подобное сложно назвать отступлением и даже бегством, скорее "разбегайством". Армия была полностью деморализована и разбегалась кто куда. Кто бежал к "зелёным", кто к "красным", кто просто "за камушком притаился". Но нас интересуют бежавшие в Новороссийск и соревнующиеся кто первым добежит до пароходов. И в соревновании этом приняли участие и казаки, и "добровольцы", и "пскопские мобилизованные".
На момент "финальной точки" в районе Новороссийска было сосредоточено около 55 тысяч белогвардейцев. И это без учёта "вольноопределяющегося офицерства" в самом городе, о котором выразился обещавший застрелится, но решивший эвакуироваться Деникин: "Улицы запружены молодыми и здоровыми воинами-дезертирами. Они бесчинствовали, устраивали митинги, напоминавшие первые месяцы революции, с таким же элементарным пониманием событий, с такой же демагогией и истерией. Только состав митингующих был иной: вместо "товарищей солдат" были офицеры".
А если прибавить к этому ещё значительные силы, понявших невозможность эвакуации и ушедших в сторону Туапсе, то силищи будет ...
Данные цифры вполне идентичны численности наступающих "красных". Наступление которых на завершающем этапе, правда так же сложно назвать наступлением. Сильно обескровленные в предыдущих боях, пополняемые практически только за счёт пленных, "красные" не смогли полностью разгромить деникинские войска. Зачастую они просто шли за белыми и занимали оставляемую территорию.
Кстати, пленным, встретившим у красных "родственников или знакомцев" ранее попавших в плен, в случае желания служить в одной части, командование шло навстречу. В самом же Новороссийске из 22 тысяч брошенных Деникиным, в основном казаков, 20 тысяч вступили в РККА. Вот такой он "красный террор" в действии.
И пожалуй последнее. "Из-за недостатка судов удалось вывезти лишь 33 тыс. беженцев".
Беженцы. Ну да, ну да. Как описывает участник тех событий поручик Белой армии С. Мамонтов в книге "Походы и кони", шанс на эвакуацию имели только подразделения сохранившие боеспособность и благодаря этому фактически захватывающие транспорты. Может поэтому в числе эвакуированных в Крым большую часть составляли "добровольцы" и конечно "уважаемые с имуществом". Сколько затоптали и сбросили в море слабых, женщин, детей и раненных ни кто не считал.
Очень любят приводить пример того как офицер одной из добровольческих частей, их ещё частенько называют "цветными" из-за выделяющихся элементов формы («корниловцы», «марковцы», «дроздовцы» и «алексеевцы»), сперва застрелил свою жену и детей, а затем и сам застрелился. Так ему к Красным не хотелось. Вот только обычно забывают добавить, что произошла эта трагедия по причине того, что "полковые браты" отказали офицеру в эвакуации семьи.
Что касается числа судов для эвакуации, то об их недостатке может говорить только полный дилетант. Чёрное море в тот период было под полным контролем флота "белых" (помните корабли ушедшие в 1918 году в Севастополь и сдавшиеся немцам) и Антанты. Вот только значительная часть транспортных судов подвязалась на коммерческих рейсах (Эмигрантский историк П.А. Варнек, статья «У берегов Кавказа в 1920 году»), а суда находившиеся в Севастополе, "придержало" для себя морское ведомство на случай бегства, опасавшееся, что Слащёв не удержит Крым.
Вот так на самом деле выглядело "белое рыцарство", образ которого очень удачно выражен в куплетах в исполнении Людмилы Гурченко в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» :
"Извините, мсье полковник, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу?"
Он ответил: "Что я, рыжий? НЕ-ХО-ЧУ!"
Поэтому, мы считаем, что "новороссийская эвакуация" в 1920 году является не трагедией, а величайшим позором, вне зависимости от политических пристрастий читателя. И не смотря на то, что памятник, так многозначительно названный "Исход", действительно красив, он не должен существовать. О позоре надо помнить, но не увековечивать его в памятниках.
Немного интересного о памятниках:
- О памятнике "Морякам революции" и событиях с ним связанным.
Не пренебрегайте комментариями, там (в спорах) представлено много интересной информации, не вошедшей в статью.
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))