Историю в школе изучают фактически изолированными линиями. Отдельно Европа, отдельно Азия, отдельно Рюриковичи и их наследие. А ведь вполне можно измерять исторические периоды в российских деятелях. Например, в Иванах Грозных.
Шутки шутками, но вот несколько крупных событий и деятелей, которые нетрудно привязать к царю Иоанну Васильевичу. Сразу легче ориентироваться в хронологии.
Варфоломеевская ночь
Все помнят жестокие забавы Ивана Грозного в компании с опричниками. Пьянки, на которых случались убийства, езда по ночной Москве с нападениями на женщин и девиц в их собственных домах... Всё закончилось в одночасье. Грозный взял и распустил своих опричников (а некоторых позже казнил). Почему?
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
В 1572 году Европа содрогнулась от страшного события, инициированного, как считается, матерью французского короля, вдовствующей королевой Екатериной Медичи. На свадьбу её дочери Маргариты (вошедшей в историю как королева Марго) с королём Наварским Генрихом, по совместительству гугенотом (протестантом), собралось множество гугенотов Франции и не только. Воспользовавшись этим, Медичи устроила заговор, и на шестой день празднования свадьбы Маргариты и Генриха, точнее, на шестую ночь католики Парижа принялись резать гугенотов — от младенцев в колыбелях до яростно сопротивлявшихся вооружённых дворян. Сам Генрих Наварский выжил только потому, что его отважно защищала жена.
Хотя обычно католики в любом противостоянии с протестантами поддерживали своих, резня была так ужасна, что даже ревностные католики поляки осудили французскую королевскую семью. У Парижа осложнились отношения чуть не со всеми европейскими странами. Среди прочих монархов, решительно осудил произошедшее Иван Грозный. Ирония судьбы была в том, что осуждение резнёй он высказал через два года после устроенного им новгородского погрома. То ли Варфоломеевская ночь заставила его взглянуть на себя со стороны, то ли это были политические соображения, но оценку произошедшему он дал резко негативную — в своём письме германскому императору.
Считается, что именно под впечатлением от Варфоломеевской ночи Грозный распустил опричников и снова ударился в религию, как было под влиянием первой жены в молодости. Роспуск, впрочем, не вполне верное слово. Царь начал с убийства основателя опричнины, Алексея Басманова, притом предложил его убить его сыну Фёдору Басманову, обещая взамен его самого оставить в живых. Фёдор убил и отца, и брата-опричника, после чего был отправлен ссылку. Но там при таинственных обстоятельствах умер.
Сулейман Великолепный
Многие слышали или даже смотрели сериал «Великолепный век» и знают султана Сулеймана и главную любовь его жизни, которой европейцы дали прозвище Роксолана, а турки звали Хюррем-султан. По легенде, она была славянской красавицей, настолько умной и с характером, что, узнав её, султан уже не смотрел на других женщин и во многом с ней советовался.
Сулейман Великолепный — ещё один знаменитый современник Ивана Грозного. Отношения между этими государями не назовёшь дружескими. Грозный воевал с Казанью, где правили представители крымской ханской семьи, а крымский хан, в свою очередь, был подданным Сулеймана. Не улучшила отношения двух стран и война Ивана Васильевича с Астраханским ханством — союзником Османской империи. Если бы Сулейман и Иоанн вступили в прямую переписку, то Иоанн по своему обыкновению оставил бы потомкам на память какие-нибудь отборные грубости.
Стефан Баторий
Один из самых легендарных правителей Восточной Европы, венгр Стефан Баторий (Иштван Батори), входит в историю современных Беларуси, Польши и Литвы. Он был выбран поляками на королевский престол через три года после Варфоломеевской ночи и оставил по себе память как о просвещённом и добром монархе, несмотря на то, что не умел говорить на языках ни одного из народов-подданных. Приказы и указы он писал на латыни.
Войска Стефана Батория не раз встречались с войсками Ивана Грозного на поле битвы. Грозный был амбициозным правителем и мечтал объединить под своим началом все бывшие земли Рюриковичей, включая те, что вошли в Великое Княжество Литовское и затем оказались в составе Речи Посполитой. Он преуспевал до того момента, как польский трон занял Баторий. Тот заручился поддержкой турков (что было неожиданно для христианского государя) и самым жёстким и даже жестоким образом принялся возвращать всё так недавно завоёванное русским царём.
Помимо вызова на дуэль, Стефан Баторий отправлял Ивану Грозному... книги. Ради его духовного роста.
Сам Иван Грозный относился к Баторию пренебрежительно, не считая себе ровней. В письмах всегда называл «соседом», а не «братом», потому что Баторий получил престол не по праву крови (хотя и закрепил свои права свадьбой с последней представительницей прямых потомков князя Ягайло Анной Ягеллонкой). После долгих месяцев войны Баторий прислал Ивану Грозному письмо, в котором бросал ему вызов — честнее, мол, в поединке двум государям решить все вопросы, чем проливать кровь подданных. Грозный счёл ниже своего достоинства этот вызов принять.
Королева-девственница
Другая легендарная королева того времени, англичанка Елизавета I, известна тем, что именно при ней творил Шекспир, именно её флот разбил испанскую Армаду (впрочем, потом Армада разбила английский флот, но это обсуждается реже), а ещё она сначала пленила, а через много лет казнила королеву Марию Стюарт. Мария была родственницей Елизаветы, получила престол в Шотландии, но претендовала и на английскую корону.
Елизавета I была единственной женщиной, с которой состоял в переписке Иван Грозный. Эта переписка длилась около двадцати лет, с 1562 года до самой смерти царя в 1584. В 1569 году Иван Грозный без шуток опасался, что его свергнут, и решил обеспечить себе убежище в Англии. Вероятно, он также подумывал упрочить своё положение, женившись на английской королеве.
Переговоры на эту тему провалились, и царь написал своё знаменитое гневное письмо, в котором припомнил буквально всё, что смог, например, что у англичан даже единой печати нет — на разных грамотах разная висит, а так приличные государи не делают, и помянул девичье звание Елизаветы. На некоторое время после этого отношения Московского царства и Англии были прекращены.
Творчеством Шекспира, несмотря на то, что они были современниками, Грозный не интересовался. Но, кстати, незадолго до смерти попытался посвататься к ещё одной англичанке, Марии Гастингс, дочери графа Хантингдона. Пикантность сватовства была в том, что Грозный был на тот момент женат и сваты, должно быть, немало смутили дочь графа, обещав ей, что если она примет предложение, от жены избавятся.
Другие знаменитые современники Грозного
Знаменитый японский политический лидер, попытавшийся открыть Японию для связей с Европой, Ода Нобунага умер на два года раньше, чем Грозный. Они были вообще примерные ровесники — Нобунага родился на четыре года позже Иоанна. Как и Грозного, его считали довольно жестоким человеком. Как и Грозный, он пытался собирать единые некогда, но при нём разобщёные японские земли — только официально не под своей властью, а под властью своего императора.
За время правления Грозного в Китае сменилось три императора династии Мин: Цзяцзин, Лунцин и Ваньли. Первый преследовал буддистов, будучи сам даосистом, ввёл страну в жёсткий экономический кризис и имел пристрастие к малолетним девочкам — он считал, что юные девственницы сделают его бессмертным. Параллельно он принимал таблетки для бессмертия, сделанные из красного свинца и мышьяка, и именно из-за них, как считается, умер. Его сын и преемник Лунцин терпеть не мог магов и тех, кто обещал бессмертие — что неудивительно. Избегание таблеток бессмертия ему не помогло — Лунцин умер в тридцать пять лет, правда, успев вывести страну из кризиса.
Сын императора Лунцина Ваньлю в результате занял трон в девять лет. Именно при нём в Китае стали выращивать привезённые из Америки картошку и кукурузу. На его же правление приходится первый официальный контакт с Россией — но уже после смерти Грозного.
Современницей Грозного была и испанская королева Хуана Безумная. В то время, когда Иван Васильевич принимал бразды правления, она уже много лет жила в заточении, поскольку её ментальное расстройство имело тяжёлые формы — она, например, не могла есть, если кто-то смотрит, и отказывалась мыться. Испанией (и, кстати, Германией) правил её сын Карл V, последний император, коронованный папой Римский.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Закончил же свою жизнь Грозный при сыне Карла Филиппе II. При нём — и на памяти русского царя — Испания оружием присоединила Португалию, воспользовавшись смертью португальского короля. И на памяти же Ивана Грозного часть Нидерландов скинула испанское владычество.
Простые памятки позволят упорядочить не только эту часть школьного курса истории в памяти. Чем принципиально отличаются самые популярные монаршьи семьи в мире: японская, английская и норвежская.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/051020/47768/