Найти тему
Смотри в себя

Исповедь — это не отчёт о проделанных грехах... Профессор Алексей Осипов — о смысле духовной жизни

Что такое духовная жизнь? Это посещение храмов и участие в торжественных богослужениях и таинствах или же этого недостаточно, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, православный богослов:

Храм это просто особое место, куда можно сбежать от суеты житейской. Храм это комфортабельные условия для молитвы. Можно жить в разных условиях в шалаше или во дворце. Так и храм это особо предназначенное место для молитвы, где совершается богослужение, где идёт чтение евангельских текстов, где нас окружают иконы, где мы слышим проповедь и пение…

Вы чувствуете, какой комфорт? Но жизнь показывает, что чем комфортабельнее живёт человек, тем больше он разваливается. Посмотрите, как меняется образ жизни и поведение людей, когда они становятся богатыми.

Храм это богатство душевное (не духовное), с которым нужно обходиться осторожно, потому что мы легко привыкаем к комфорту. И порой даже в храме мы ищем услады, а не молитвы.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

«В настоящее время существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе и орудием, данным во спасение, убивают свои души».

Разве радости и восторгов ищет больной человек? Тяжело больной человек ищет лишь одного исцеления.

Храм это особое место для молитвы. Но отцы предупреждают, чтобы мы не превращали место молитвы и покаяния в место развлечения, поиска радостей и наслаждений. Тогда орудие нашего спасения превращается в орудие нашей гибели.

Не случайно ещё древние говорили, что всё, что даётся даром, способно развращать. Нужно задуматься, не используем ли мы храм для мечтаний и развлечений? Покажи свою веру, человек: действительно, ты хочешь молиться или ты хочешь посещать храм?

Обратите внимание, во что сейчас превратили христианство на западе. Духовная жизнь, в христианском понимании запада, это посещение храма и участие в таинствах.

Что такое духовная жизнь в нашем понимании? Ходить в храм, причащаться, исповедоваться, собороваться, иконы целовать, участвовать в крестных ходах… Какое извращение!

Духовная жизнь определяется только одним: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня...» Духовная жизнь это жизнь со Христом.

Да, мы, действительно, постоянно согрешаем. Но Господь дал нам великое милосердие возможность каяться. Вот в чём духовная жизнь состоит. «Блаженны чистые сердцем…» А не те, кто посещает великолепные богослужения.

Это, действительно, большое искушение подменить духовную жизнь прекрасной внешней формой.

В середине девятнадцатого века святитель Игнатий Брянчанинов писал:

«У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но всё это мёртвое тело, в нём мало жизни».

Да, мы ходим в церковь и участвуем в обрядах, но нас никого не тронь. То есть никакой борьбы со страстями, никакого понуждения себя к духовной жизни.

Святитель Феофан сказал об этом ещё более прямолинейно:

«И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?!»

То есть вся церковная жизнь превратилась в исправные часы. Пришёл праздник идём в храм. Пришёл Великий пост делаем то, что положено. А главное-то как раз заключается в том, что если мы больны, то нужно лечиться, а не торжествовать. Нужно лечиться, а не любоваться. Нужно лечиться, а не искать наслаждений и восторгов.

Недавними ограничениями в посещении храмов Господь словно бы дал нам возможность задуматься, правильно ли мы понимаем смысл духовной жизни. Не превратилось ли у нас всё это в соблюдение обычаев и внешней формы? Ведь саму исповедь превращают в отчёт о проделанных грехах. И это вместо покаяния.

Во что превращают причащение? Вместо осознания своей греховности, вместо осознания своего не достоинства, вместо того, чтобы с покаянием подходить к причащению... мы приходим причащаться по праздникам («Надо бы на Пасху причаститься!»).

Великие таинства церкви мы подменяем внешней формой.

Надо понимать, что есть мир душевный, есть мир духовный и есть мир плотский. Иисус сказал:

«... мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам».

Чего же мы ищем спасения, исцеления или наслаждения, удобства, восторгов и утешений? Прямым путём идём к тому, что проповедует язычество. На церковном языке это называется обмирщение.

А христианство призывает к спасению. И сам Христос зовётся Спасителем.

Ещё статья: Какой грех — самый опасный?.. Объясняет профессор Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие молитва

алексей ильич осипов молитвабогу господьбог промыслбожий