Яйлю. Как непривычно звучит. Странное, певучее и в то же время звонкое слово. На алтайском языке оно означает „летнее пастбище“, „теплое место“. А на русском это название села на Телецком озере. Маленького, но во многом по‑настоящему уникального. Заповедного.
Целое село с двумястами жителями — и на территории заповедника? Удивительно, но факт. Плодоносящий яблоневый сад, когда в полусотне километров южнее не растет даже картошка? И это возможно. Электричество от дизельного генератора, старенького и капризного? Да, вплоть до начала 2010‑х годов. А еще невероятная, бесподобная, сказочная красота Телецкого озера: с берега открывается вид на озерный перегиб, самое широкое место, вольный водный простор. Если и можно сказать о какой‑то конкретной точке „сердце Золотого озера“, то именно об Яйлю.
Информация
Село Яйлю расположено в Турочакском районе Республики Алтай, на берегу Камгинского залива Телецкого озера в устье речки Чеченек. Основано в 1812 году. В 1932 г. Яйлю становится базой для управления Алтайским государственным природным заповедником, в 1965 году открывается Телецкая озерная станция. Сегодня село — Центральная усадьба Алтайского государственного биосферного заповедника.
Территория созерцания
Странно устроен человек: живет себе спокойно в городе, нежится в объятиях цивилизации… а потом вдруг ощущает острую потребность хотя бы ненадолго стать этаким отшельником, сбежать от этого вездесущего техногенного мира на лоно природы. Причем по‑настоящему, не на какой‑нибудь декоративный курорт или в туристический „оазис“ возле шестиполосного автобана. Нет, чтобы реально глушь и небо по ночам было черно-звездным, без городского электрического зарева на горизонте. И тишина, как при сотворении мира.
А вокруг такие пейзажи, что душа тихонько поет от счастья. Но! При этом доехать до обетованного уголка хочется на своем автомобиле и обитать пусть не в абсолютном комфорте, но хотя бы в уюте. И уложиться с „отшельничеством“ в пару-тройку дней, а то в понедельник же на работу. Эх, скажете вы, не бывает таких мест! А я скажу — бывают. Съездите в Яйлю в любые выходные с ноября по март включительно. Назвать Яйлю совсем уж глушью язык не повернется: летом здесь более чем достаточно народа, активно ведется работа в заповеднике, приезжают туристы и отдыхающие, однодневные экскурсии из Артыбаша.
Пока на Телецком озере навигация, от северного берега до Камгинского залива меньше чем за час домчит любой катер. А вот в холодное время года, когда озеро бушует и покрывается льдом, остается только автомобильная дорога, закладывающая большой крюк по девственной тайге. Правда, зимой ее состояние даже лучше, чем летом: техника пробивает приличный зимник, снег скрывает все ухабы и ямы. На вне‑ дорожнике проехать — вполне, но желающих на порядки меньше, чем летом. А значит, и в самом Яйлю тихо, спокойно, красиво. Созерцательно. Все же заповедник вокруг!
Информация
Алтайский государственный природный биосферный заповедник — особо охраняемая природная тер‑ ритория в границах Республики Алтай. Образован 16 апреля 1932 года. С 1998 года является объектом Всемирного природного Наследия ЮНЕСКО в номинации „Алтай — Золотые горы“. С 26 мая 2009 года включен во Всемирную сеть биосферных резерватов Программы ЮНЕСКО „Человек и биосфера“, имеет статус биосферного. Входит в список „Global-200“ (WWF) — девственных или мало измененных экорегионов мира, в которых сосредоточено 90% биоразнообразия планеты. Занимает площадь 871 206 га, включающую 11 410 га акватории Телецкого озера.
История одной ООПТ
ООПТ — „особо охраняемая природная территория“. В 1929 году на Алтай прибыла первая научная экспедиция с целью посмотреть: а нельзя ли создать здесь заповедник? Оказалось, можно и нужно. В 1930 году постановлением Совнаркома заповедными землями было объявлено около миллиона гектаров земли, в 1932 году Алтайский государственный заповедник обрел четкие границы и официальный статус. Ура? Да, но всего на двадцать лет. В 1951 году заповедник упразднили. В 1958‑м спохватились и восстановили. В 1961‑м — расформировали снова. И только в 1967 году по инициативе „снизу“, то есть из Алтайского края, Совет Министров РСФСР вновь утверждает заповедную зону. Теперь уже навсегда. Ну, хотелось бы надеяться…
Заповедник включает практически все правобережье Телецкого озера и Чулышманское нагорье, плюс половину озерной акватории. Наименьшая высотная отметка на его территории — 434 м над уровнем моря, поверхность Телецкого озера. Наибольшая — 3500 м, пики Шапшальского хребта. Здесь есть горные степи и альпийские луга, высокогорная тундра и горная тайга, реки, озера, болота, нагромождения скал и языки ледников. Очень немногие ООПТ в России могут соперничать с Алтайским государственным заповедником по числу видов охраняемой флоры и фауны — а второго Телецкого озера нет нигде. В Алтайском заповеднике ведется Летопись природы: так называют главный научный отчет, в который заносятся результаты наблюдений, важные события и открытия. Это невероятно интересный документ… и показательный. В том, насколько понятия „важный“ и „интересный“ могут отличаться — в городе и заснеженной горной тайге, обступившей Телецкое озеро.
Информация
Январь 2009 года. Из дневника госинспектора Белинского лесничества В. В. Труляева: „В 6 км от устья реки Кыга обнаружена колония бобров. Бобры сделали плотину длиной около 200 метров, высотой 0,5 метра, которой заболотили около 50 га леса, навалили около полусотни деревьев осины и ивы. У осины обгрызают кору, а веточки таскают в образовавшееся озерцо под лед“.
Январь 2013 года. „В ходе мониторинга популяции снежного барса удалось получить снимки пяти особей, в том числе снимки двух котят 2013 года рождения, т.е. снежные барсы размножаются!“
Январь 2015 года. Из дневника В.В. Труляева: „Между кордонами Караташ и Байгазан на берегу Телецкого озера видел следы выдры, катавшейся с горки“.
Белоснежность
Гостевой сезон в Яйлю — лето. Кого только не бывало в этом маленьком поселке! Ученые — само собой. Художники, писатели, поэты. Даже космонавты. А в последнее время зачастили блогеры — московские, даже европейские. Медом здесь, что ли, намазано? Скорей, яблочным вареньем. Чуть выше села, на второй горной террасе, расположена местная гордость: фруктовый сад. В начале тридцатых годов на Алтай приехал садовод Дмитрий Степанович Рачкин, до этого работавший с самим Мичуриным. В 1936 году он привез из Мичуринска саженцы яблонь и заложил над Яйлю основу сада. Деревца приживались трудно, но в конце концов акклиматизировались и дали первые плоды — Яйлю, между прочим, одно из самых теплых мест на Алтае, средняя температура воздуха здесь всегда на 5–10°C выше! А затем сад разросся и качественно, и количественно: на огромной сравнительно с первыми посадками площади сейчас можно насчитать почти сто сортов фруктовых деревьев и кустарников. Так что весной на береговой террасе, высоко над озером, белоснежными облачками маячат кроны цветущих яблонь. Это не первая успешная попытка садоводства в Восточном Алтае. Больше ста лет назад хрупкие яблоньки высаживали монахи Чулышманского православного монастыря. Почти на голых камнях вырастил свой сад в устье речки Чири легендарный Николай Смирнов. Есть яблоневые посадки на кордоне Беле. В 90‑е годы в Яйлинском саду был установлен памятник первым садоводам Телецкого озера. …Зимой сады спят, и над Яйлю властвует другая белизна — всеобъемлющая, безмерная. Белизна чистого снега укрывает озерные берега. Белыми становятся окрестные горы. Пронзительной белоснежностью сияет кружевной иней на деревьях, растущих над незамерзшей водой. Ослепительно-белое солнце плавится в фантастических ледяных кружевах, сотканных волнами и морозом на прибрежных скалах. Это такая красота, о какой не расскажешь. Не работают тут вербальные выразительные средства. Надо что‑то другое. Кисть художника. Объектив фото‑ камеры. Или собственные широко раскрытые от восторга глаза.
Кстати, о солнце. В 2013 году в Яйлю запустили первую в России гибридную солнечно-дизельную электростанцию мощностью 100 кВт. Так что периоды тотального отсутствия электричества закончились — не дизель работает, так солнце и наоборот. В любом случае зарядить фотоаппарат или телефон не проблема. Не то что раньше…
Дела житейские
Яйлю, как уже было сказано, является центральной усадьбой заповедника и лежит на его территории; это накладывает определенные хозяйственные ограничения, но население здесь подобралось особое, напрямую связанное с заповедной деятельностью, а потому никто не ропщет. Наоборот: статусом „заповедного села“ яйлинцы гордятся. Для пребывания на территории Алтайского заповедника необходимо специальное разрешение, плюс небольшая „входная“ плата. Пропуска получают в разных местах — в Горно-Алтайске, Артыбаше, но гостям Яйлю решить этот вопрос проще всего: все необходимые документы оформляются прямо на КПП на въезде в село.
Яйлю уникально еще и тем, что в центральную усадьбу ООПТ обычно заглядывают лишь для улаживания формальностей. Но не в нашем случае! Здесь далеко ходить не надо. Гуляй вдоль озера, изумляйся знаменитой сосне, растущей — лежа! — у самой воды, любуйся ажурными заберегами, медленной мощью волн, если Телецкое не застыло, или узорами прозрачного льда. Поднимайся на верхнюю террасу, откуда и озеро, и горы вокруг как на ладони. Умиротворенная, чистая, буквально медитативная атмосфера — особенность яйлинской зимы.
А теперь — о погоде.
Информация
В 1931 году в поселке Яйлю создана метеостанция, в 1994 году преобразованная в станцию комплексного фонового мониторинга окружающей среды. Показания параметров окружающей среды снимаются ежесуточно каждые три часа и передаются в Горно-Алтайск, а затем в центр мониторинга в Новосибирске.
Ледяная песня
Зависть считается негативной эмоцией, но я честно и откровенно признаюсь: завидую! Вот прямо горячо и искренне. Я много чего видела (и слышала) в зимнем Горном Алтае, но есть одно чудо, прикоснуться к которому до сих пор не получалось. Поэтому я даже рассказывать не буду, ну зачем оно — с чужих слов? Просто процитирую кусочек из статьи „Поющий лед Телецкого озера“ Мирославы Сахневич, научного сотрудника Алтайского заповедника. „Лед, как будто радуясь вставшему солнышку, начинает разговаривать на все голоса. Шелест, шуршание, переходящие в треск, все усиливаются, и в течение дня озеро не смолкает ни на минуту. В его голосе слышится отчетливое звучание живой природы, какое‑то бормотание и громкий разговор, порой переходящий в песню. Иногда звуки ни на что не похожи, столько в них таинственного, неземного звучания, как будто это мелодии далекого космоса. Озеро, повидавшее немало на своем веку, пытается рассказать что‑то свое, сокровенное. Несомненно, что тот, кто хоть раз услышит, как оно „говорит и поет“, через всю свою жизнь пронесет эти впечатления от поющего льда Телецкого“.
Мне пока не довелось услышать волшебную ледяную песню. Может быть, вам повезет?..
Наталья Попова, фото Алексея Саламатова