Осенью со мной произошёл очень интересный случай. Я занималась с восьмилетней девочкой английским языком по Skype. Мне в первый раз пришлось заниматься онлайн с полным погружением. Мама девочки очень просила заниматься с дочкой полностью на английском, поэтому со второго занятия я решила сразу же приступить к делу. Препятствий я не видела по нескольким причинам.
Во-первых, в 8 лет ещё вполне можно спокойно "погружать" ребёнка в язык с помощью игр, без каких-либо дополнительных "загрузов" грамматико-лексико-фонетикой. У ученика пока что ещё отлично работает схема "повторяй за мной", а вот позже уже нужно объяснять детально что, почему, зачем и как. Если ребёнок чего-то не понимает, думала я, всегда можно объяснить жестами или мимикой, чтобы не переходить на русский язык.
К тому же, девочка оказалась очень бойкой, активной, сообразительной. Ей было всё интересно и до всего было дело. Да, ребёнок был непоседливым и неусидчивым, но обычно с такими детьми нужно просто потратить чуть больше усилий на привлечение их внимания и выработку привычки фокусироваться.
И наконец — сложно даже представить, как давно я хотела попробовать погружение в онлайн-формате. Конечно, я ухватилась за эту возможность. Уже после первого такого занятия я поняла, что всё далеко не так просто, как я думала.
Дело было в отсутствии постоянного тесного контакта именно из-за онлайн-формата. Оказалось, что удерживать внимание, особенно, детское, в разы сложнее. То связь "лагнёт", то нужно постоянно экран регулировать кому-то из нас, то телефон зазвонит у ученицы, то девочка начнёт есть оставленные на столе фрукты. Но я не собиралась сдаваться. Я знала, что нужно время на преодоление таких трудностей, знала, что нужно просто продумать множество дополнительных нюансов.
Однако, что-то пошло не так. И пошло оно сразу, но незаметно. Всё это время (около месяца) у меня было ощущение, что далеко не всё хорошо, не всё идёт как по маслу. Моя интуиция меня никогда не подводит, хотя иногда я её упорно игнорирую. Так произошло и в этот раз.
В один прекрасный день мама моей маленькой ученицы сначала отменила занятие, потому что они уехали к дедушке на праздники. Потом она хотела занятие перенести, но первой на связь выходить не спешила. Наконец я решила спросить, будут ли переносить занятие. На что мне ответили, что к большому сожалению, со мной не будут продолжать занятия, поскольку девочка воспринимала меня как подружку. И что им надо поискать педагога постарше. Занавес.
И что вы думаете я сделала? Запросила обратную связь? Нет. Стала расстраиваться и копаться в себе? Снова нет. Я отпустила с миром и пожелала удачи, потому что я осознала, что могу это сделать (и иного пути там просто не было)! Не бороться за ученика и его успех до потери сознания, не убеждать, не мотивировать изо всех сил, а просто взять и отпустить "не моё". Правда, "не моим" здесь оказался вовсе не ученик, но это уже другая тема.
Да, так и было...первые минут 10. Потом, конечно, я немного порефлексировала. И вот что это мне дало. Во-первых, я осознала, почему не стала запрашивать обратную связь (а это была ошибка, нет ничего полезнее обратной связи, какая бы там она ни была). Я просто не хотела быть навязчивой или назойливой.
Во-вторых, я ещё раз убедилась, что нужно сразу обговаривать формат работы с родителями во всех подробностях, нужно выработать правила и каждый раз их объяснять и согласовывать. Чего я в тот раз не сделала, а зря.
И ещё я поняла самое важное: я работаю с учениками правильно, правильно именно со своей точки зрения на обучение. Когда мне выдали фразу про "подружку", я сначала немного опешила, а потом подумала: а что же здесь плохого? Нет, правда, что плохого в том, что ребёнок считает тебя равным себе, другом? Он доверяет тебе, а не боится, это разве плохо? Это противоречит моим взглядам на преподавание? Нет. Это плохо повлияло на процесс обучения? Нет. От этого стало хуже ученице? Снова нет.
Можете кидать в меня тапками и говорить, что я не мама, я вообще ничего не понимаю, что у меня нет педагогического образования и так далее, и тому подобное. И я даже отвечу, что выв чём-то правы, что в ваших словах есть смысл. Но кое-что я могу здесь возразить.
Я всегда была учеником. Сколько я себя помню, я всё время чему-то училась. И не я одна такая, каждый человек — с детства ученик. Просто мы все об этом благополучно забываем, как только перестаём учиться...до того, как снова не начнём. Сначала мама учит нас ходить, потом — держать ложку, затем — читать и писать.
И вот если научиться чему-то самим нам ещё как-то удаётся , то когда дело доходит до передачи навыков и знаний другим, тут мы все почему-то благополучно забываем свой собственный опыт. И зачем только мы так поступаем...
Знаете, в любой ситуации, даже самой сложной, я всегда старалась понять ученика, раскрыть причину того, почему у него что-то не получается, поставить себя на его место. И я не считала, не считаю и не буду считать это чем-то зазорным или роняющим мой авторитет.
Мне всегда было приятно доверие моих учеников, в каком бы возрасте они ни были. Знаете, почему? Не только потому что доверие в любом случае приятно. Дело в том, что чтобы научить человека чему-то, любому наставнику нужно заслужить его доверие. А иначе — страх, сомнения, протест. А как результат — непонимание и недостижение целей.
Вы скажете, что это очевидно и понятно, что каждый педагог это всё знает. И тут-то я вас и удивлю! Мало знать — важно применять. А чтобы применять, нужно хотеть применять и "снизойти" до ученика. Вы думаете, сейчас вдруг куда-то исчезли драконовские методы обучения, унижение учеников, авторитарный подход? Нет, ни разу нет!
Посмотрите на большой спорт (и вообще на любой спорт), на школу, даже на университет. Как позиционируется ученик? Как никто. Как позиционируется педагог, тренер, учитель? Как царь и бог. Причём, от такого подхода страдают обе стороны. Первый не может даже возразить (ничтожный червь), второй не имеет права ошибиться (корона же упадёт).
Я, как и многие, думала до недавнего времени, что эта дистанция сокращается, что культивируется взаимоуважение и поощряется диалог. Ведь появилось же новое поколение молодых педагогов, а на дворе 2021 год... Но недавно я увидела и услышала некоторые вещи в аккаунте одного из ранее уважаемых мною педагогов — известного тренера по бальным танцам и просто превосходного танцора. И эти вещи меня ужаснули и возмутили до глубины души.
Причём, двойные стандарты никто не отменял. Мадам вещает о том, как тепло в их клубе, как там все друг друга любят, ценят, поддерживают. А сама пропагандирует авторитарный подход, лишение учеников выбора и собственного мнения. Но при этом чего же она хочет? Чтобы ученики умели самостоятельно мыслить! Уже увидели подвох, да?
Об этом можно много говорить, но! Нужно помнить о самом главном: когда человек хочет у тебя чему-то учиться, своим выбором он оказывает тебе доверие, которое ты не можешь не оправдать. Наиболее точная метафора для новичка в любом деле: ты стоишь перед наставником абсолютно голый и беззащитный. Тебе кажется, что он видит тебя насквозь, причём, не только твои внешние проявления, но и все скрытые тревоги и комплексы.
Конечно, у всех всё по-разному. Кто-то вообще "толстокожий", и для него окрик учителя — как писк комара. Но нельзя забывать о том, что и подобные люди испытывают стресс. А обучение — это, внимание, стресс! Человеку и так нелегко, когда он учится. У него не получается, от него требуют, он хочет добиться успеха, на него давят (близкие, социум, все вместе).
Если кто-то не может достичь успеха в деле, которому учится, поверьте, ему плохо. А тут ещё стало так модно быть успешным и всему учиться. Да не просто учиться — а быстро и качественно. Желательно — за неделю и не прилагая никаких усилий. А кто так не может — тот лох! Он просто не у тех учится. Вот мой-то тренер/педагог/репетитор (нужное подчеркнуть), вот он-то, вот дааа...
Так к чему это я всё? А к тому, что для того и нужен хороший наставник, чтобы стать тебе другом и помощником в изучении нового дела. Чтобы он избавил тебя от стресса, где это возможно, чтобы подстелил хоть немного соломки, чтобы он тебя мотивировал, чтобы подставил плечо и поддержал, когда ты уже почти сдался. "Друг" — не про фамильярность и размывание личных границ, не про наглость и потребительское отношение. "Друг" — это про доверие и взаимное уважение, про команду и общие цели и ценности.
Просто многие учителя сейчас забыли, зачем и почему они вообще ими стали. О случайных людях в преподавании я вообще молчу. Все только и кричат, как же тяжко учить, какие все стали ленивые, как все всего быстро хотят и делать для этого ничего не желают (привет маркетингу, ага). И как же мало учителям платят, и как их все считают "оказывателями услуг".
А некоторые вообще удивляются, что ну надо же! Не все дети в возрасте 5-6-10 (и более) лет хотят проводить дни напролёт в танцевальном зале в погоне за призрачной мечтой под названием "чемпионство". Они ещё хотят играть, учиться ( ой нет, тут же важно помнить, что все дети — поголовные лентяи, точно), конфет. И, если их не загрузить с младых ногтей пахотой по 12 часов, то их, увы, уже не спасти от этого вашего нормального детства...
Что тут ещё скажешь? Педагоги, тренеры и преподаватели всех мастей, пожалуйста, помните, что вы работаете с живыми людьми. А эти люди могут ( и, кстати, имеют право) лениться, злиться, быть в плохом настроении, горевать, тосковать, проявлять слабость, психовать и думать о своём. Как и вы, правда же? Много-много лет назад каждый педагог был учеником...
И ещё маленький совет напоследок: стоит снимать корону время от времени. Положите её на самую красивую полку — пусть полежит там, отдохнёт от вас. А чтобы не запылилась, протирайте периодически влажной тряпочкой.
Всё, выговорилась. Морали не будет, картинок — тоже.