Найти в Дзене
Гипермышление

Размышление о содержании курса "Введение в менеджмент"

Продолжение. Начало здесь "Концепция курса"
Менеджмент – это не набор теорий и концепций, готовых к применению в организации. Менеджмент скорее всего является образом жизни, образом действия, методом познания через постановку цели и достижение результата. Менеджер – это не тот человек, кто много знает, а тот, кто делает то, что знает (как любил говорить мой научный руководитель А.И.Н.). При этом

Продолжение. Начало здесь "Концепция курса"

Менеджмент – это не набор теорий и концепций, готовых к применению в организации. Менеджмент скорее всего является образом жизни, образом действия, методом познания через постановку цели и достижение результата. Менеджер – это не тот человек, кто много знает, а тот, кто делает то, что знает (как любил говорить мой научный руководитель А.И.Н.). При этом важно уметь применять знания других людей и принимать ответственность.

Курс «Введение в менеджмент» - не представляет трудностей для преподавания многообразием тем, концепций и проблем управления. Но скорей всего он будет сложным для восприятия, так как является основанием для построения системы знаний. Это даже не закладка фундамента, а скорее разметка площадки под будущее строительство.

Менеджменту "легко учить", потому что многие видят множество примеров и ситуаций, которые иллюстрируют проблемы управления и дают повод рассказать о них. Поток публикаций о современных концепциях, передовых исследованиях, и все это прекрасная возможность преподавателю поделиться со слушателями своим богатым опытом, отдельными знаниями и помочь встать на путь приобретений навыков. (а нужно ли).

В настоящее время так много самых разных школ управления, теорий и концепций, что всегда можно найти конкретную ситуацию для анализа или тему для обсуждения. Всегда найдется что-то, чем заполнить учебный план. Достаточно рассказать случай из своей управленческой практики, добавить особенности управления в той или иной организации и ответить на возможные вопросы, которые всегда появляются у любознательных студентов. А на практические занятия оставить отработку самых разных моделей и приемов – «SMART», «PEST», «SWOT», «Матрицу BCG» и ту же «Пирамиду Маслоу», ...

Что нам нужно?

Какую цель должен преследовать вводный курс по менеджменту? Из сказанного выше можно увидеть, что нет большого смысла в постановке обычной учебной цели: ознакомить студентов с разными теориями управления. Разными подходами или школами менеджмента. Почему мы хотим, чтобы студент с первого семестра непременно узнал о всех концепциях, подходах, приемах … запомнить формулировки, непременно научился и развил в себе … {здесь следует длинный список компетенций}? Задавая вопросы мы по сути задаем границы курса, его очертания.

Списков навыков и компетенций так много, на самые разные вкусы от локальных, до глобальных, от требований к специалистам до качеств национальных лидеров. 
Это красивые таблицы, но это не то. что должно быть на вводном курсе.
Списков навыков и компетенций так много, на самые разные вкусы от локальных, до глобальных, от требований к специалистам до качеств национальных лидеров. Это красивые таблицы, но это не то. что должно быть на вводном курсе.

Но правильные ли это вопросы: Что должен знать начинающий студент после вводного курса? Что он должен уметь? Нели ли в этом попытки наполнить сосуд, который еще не обрел должной формы. Не понимает, зачем ему все эти концепции или теории, эти предметы и что с этим сейчас делать? Если мы понимаем, что задача вводного курса не в наполнении знаниями, то тогда в чем? Ответ явно будет находиться в другой плоскости.

И вот на этом самом первом месте нужен поворотный момент, «курс молодого бойца», его дух или характерная особенность, которая ломает все представления, не только ожидания от учебы (как в школе), но и представления о себе и своих возможностях. Они студенты 1-го курса должны увидеть очертания менеджмента, почувствовать его силу, проявить интерес. (а не просто посещать отдельные занятия и считать, это оплаченной услугой).

Продолжение следует...