Если быть предельно точным, то у литературного «Винни-Пуха» не один, а целых три дня рождения…
Начнём с того, что после войны писателя Алана Александра Милна уволили из сатирического журнала «Панч». Это стало для писателя большим ударом. Он старался добиться известности, сочиняя пьесы для взрослых, но успех поджидал его в совсем другом жанре…
В начале 1920-х годов знакомая четы Милнов открыла новый детский журнал «The Merry-Go-Round» и попросила Алана что-нибудь для него сочинить. Сначала писатель отказался, но в 1922 году неожиданно сочинил стихотворение «Versus», наблюдая за тем, как нянька учит молиться маленького Кристофера Робина. Когда же Милн поехал отдохнуть в Уэльс, там — в уединении летнего домика — стихи посыпались из него, как из рога изобилия. За одиннадцать дней он насочинял их на целый сборник.
Но какая детская книга может обойтись без картинок? Тогда-то один из знакомых художников «Панча» – Э.В.Лукас – и порекомендовал Милну своего коллегу — Эрнеста Шепарда. Поначалу стиль Шепарда Милну не понравился («Он просто безнадёжен»), но стоило писателю увидеть наброски к своим стихам, как он понял, что ошибся.
Сборник «Когда Мы Были Совсем Маленькими» вышел 6 ноября 1924 года и стал невероятно популярным. Именно там читатели впервые познакомились с Кристофером Робином, как литературным героем, а в 38-м стихотворении «Медвежонок Тедди» узнали и о плюшевом медвежонке, озабоченном своим весом…
Впрочем, переводчица стихотворения Елена Славороссова решила называть его по привычке – Пухом.
«…Так на тахте наш Винни-Пух
Лежал весь день, считая мух.
Но, взяв однажды толстый том,
Портрет нашел он в томе том:
Изображенный в полный рост
Король Луи был очень толст!
Но удивительней всего —
ПРЕКРАСНЫМ звали все его.
«ЛУИ ПРЕКРАСНЫЙ! Вот так-так!
А он ведь, как и я, толстяк, —
Подумал скромно Винни-Пух,
Не говоря об этом вслух,
Тая сомнения свои. —
А жив ли царственный Луи,
У полноты и красоты
Открывший общие черты?
Ведь если здесь Король живет,
То мода на худых пройдет,
И им придется попотеть,
Чтобы немного потолстеть».
У Пуха захватило дух.
Прекрасный Медвежонок Пух
Его бы звать мог здешний люд,
Хоть никогда он не был худ.
Назавтра, приоткрыв окно,
Пух размышлял об этом, но
Внезапно с громким криком: «Ой!»
Упал на камни мостовой.
Полет с карниза не пустяк.
На счастье мимо шел толстяк
И поднял на ноги его,
Сказав с улыбкой: «Ничего!…»
«Не Вы ли знаменитый столь
Его Величество Король
Луи Прекрасный?». «Это я, —
Кивнул тот, правды не тая. —
А Вы сам мистер Винни-Пух?»
И Пух от гордости распух
И поклонился до земли,
Ведь это любят Короли».
Второй день рождения Пуха — это 24 декабря 1925 года, когда в «Лондонских вечерних новостях» была опубликована первая история о медвежонке, пытающемся обмануть маскировкой под тучку «подозрительных» пчел.
Хотя на этот раз рисунок был выполнен Дж. Доудом, иллюстрировать саму книгу Милн, не задумываясь, заказал Шепарду.
Судя по переписке между Милном и Шепардом, последний рисовал свои эскизы к «Винни Пуху» постепенно – по мере написания новых глав. Большинство героев было срисовано с натуры. Так в литературном Кристофере Робине легко узнать сына Милна – в его блузе, шортиках и туфельках «Мэри джейн». А в Пятачке, Иа-Иа, Кенге и Тигре – игрушки Робина. Только Винни-Пуха Шепард срисовал не с «оригинала», а с плюшевого медвежонка своего сына. Правда Ворчун (так звали игрушку) был впоследствии разорван собаками и в отличие от игрушек Милна не сохранился.
Кроме того, Шепард не просто иллюстрировал написанное, но и дополнял его. Так художнику принадлежала идея придать загадочному и ужасному Heffalump (Слонопотаму в пер. Б. Заходера) слоновьи черты, хотя в тексте внешность не описывалась.
Милн настолько высоко ценил работу художника, что даже написал следующий стишок:
«Когда умру —
Пусть украсят
Надгробный камень мой
Два рисунка: Со стр. 116
И сто шести-де-ся-той.
Св. Петр, решив, что мною создана
Эта сказочная красота,
Сам распахнет предо мной
Небесные врата!».
Полная версия «Винни-Пуха» с иллюстрациями Шепарда, выполненными пером и чернилами, вышла 14 октября 1926 году и это – третий день рождения плюшевого героя.
Успех сказки Милна был оглушительным и, как это нередко случается с культовыми сказками, совершенно непредвиденным для автора. Милн заработал на первом издании две с половиной тысячи фунтов (весьма немало по тому времени), и обескуражено сказал, что у него возникает ощущение, что он написал не сказку, а какой-то детективный бестселлер.
В 1928 году Милн и Шепард выпускают вторую книгу «Дом на Пуховой опушке», в которой они (как им тогда казалось) окончательно распрощались с Винни-Пухом.
Но не тут-то было! Слава сказки о плюшевом медвежонке висела над писателем и художником всю их жизнь, и это стало изрядно их раздражать. «Винни-Пух» затмил собой и взрослые книги Милна, и политическую сатиру Шепарда. Когда в 2005 году проходила выставка работ художника, то её красноречиво назвали «Человек, который ненавидел Винни-Пуха».
Продолжение следует...
Автор: Сергей Курий
См. также: