В повести "Ася" даются не только прямые портретные описания главной героини, но и аллюзии, словно невзначай разбросанные по тексту, которые помогают нам лучше прочувствовать характер и даже облик Аси.
Ася и Мадонна
Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем. Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
Слово "Мадонна" у всякого русского человека 19 века со времени Пушкина ассоциируется еще и с этим строками:
Чистейшей прелести чистейший образец...
И поэтому я думаю, совершенно не случайно Тургенев использует слово "мадонна" в экспозиции произведения, еще до того как познакомить нас с главной героиней.
Ася и Лорелея
Во время одной из бесед с Н.Н. на романтичных берегах Рейна, Ася вдруг интересуется:
Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ее скала виднеется? Говорят, она прежде всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка.
Ася сама рассказывает сюжет германского предания о Лорелее и тем как бы предсказывает дальнейший ход сюжета. Не в прямом смысле (нет, она не утопится), а в переносном. Ее постигнет жгучее любовное страдание.
Мотив Лорелеи обыгрывается и в конце повести, в тот момент, когда после их тягостного объяснения Н.Н. потерял девушку и боится, что Ася утопилась:
Куда могла она пойти, что она с собою сделала?» — восклицал я в тоске бессильного отчаяния… Что-то белое мелькнуло вдруг на самом берегу реки. Я знал это место; там, над могилой человека, утонувшего лет семьдесят тому назад, стоял до половины вросший в землю каменный крест с старинной надписью. Сердце во мне замерло… Я подбежал к кресту: белая фигура исчезла. Я крикнул: «Ася!» Дикий голос мой испугал меня самого — но никто не отозвался…
Ася и Татьяна
О сходстве Аси с Татьяной уже говорилось, аллюзий с этим образом в тексте огромное количество. Поэтому здесь приведу лишь одну реплику Аси, которая показывает сходство характеров двух героинь. Это порывистая честность и страстность души:
...а иногда и видишь беду — да спастись нельзя; и отчего никогда нельзя сказать всей правды?..
Ася и Гретхен
Упоминание героини Гете не просто дополняет удивительно прекрасный образ Германии, созданный в этой повести. Оно еще и заранее выстраивает образ главной героини.
В поэме Гете "Фауст" бедная Гретхен, влюбленная в Фауста, оставлена им. Он наслаждается ее любовью, но не женится и уходит прочь. И только в финале понимает, что без нее ему нет счастья. Однако спасти ее он уже не в состоянии - слишком поздно. Она прогоняет его, а потом кончает жизнь самоубийством.
Так и в повести Тургенева герой нуждается в общении с Асей, но был просто не готов сразу жениться. За что он же сам начинает ругать себя, после того, как негативно объяснился с Асей:
«Я поступил по совести», — уверял я себя… Неправда! Разве я точно хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее? «Безумец! безумец!» — повторял я с озлоблением…
(...) я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь.
Такое отношение к любимой девушке и правда напоминает, чисто внешне, по типу сюжета, отношение Фауста к Гретхен.
Ася и Галатея Рафаэля
В приведенной цитате из повести речь идет о фреске Рафаэля «Триумф Галатеи», которая украсила в 1512 году римскую виллу Фарнезина.
Рафаэль ассоциируется у нас прежде всего с добрыми, нежными Мадоннами. Поэтому упоминание о Рафаэле еще раз вызывает в памяти связь облика героини с Мадонной.
А имя Галатеи? У Рафаэля изображена жительница моря, в которую влюблен циклоп и желает ее похитить. Но Галатея против этого, она влюблена в другого. На картине девушка олицетворяет силу женской любви и чувственности, право женщины на свою собственную волю в любви.
То, что герой ассоциирует Асю с этим женским образом, говорит нам о его начинающейся влюбленности. И о том, что Ася - не пустая кокетка, а та, что хочет и может любить сама, как и героиня древнего мифа.
Мы разобрали те аллюзии, что встречаются в самом тексте повести. Они помогают нам лучше понять авторский замысел и живо представить себе героиню.
Но скажем также об одном сходстве уже с другим произведением и другого автора. Которое на момент написания "Аси" еще даже не было создано.
Ася и Катерина из "Грозы"
Одна реплика героини удивительным образом предвосхищает начало знаменитого монолога Катерины из "Грозы", пьесы, написанной Островским в 1859 - то есть всего на год позже , чем вышла в свет "Ася".
Любуясь видом на реку, сидя над обрывом, Ася так же мечтательна, как и Катерина:
Да, хорошо! — так же тихо отвечала она, не смотря на меня. — Если б мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.
Наверное, потому Ася говорит об этом, что определенные тягостные обстоятельства жизни так же гнетут ее, как и героиню Островского, и не дают сполна почувствовать счастье и свободу на этой земле.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!