Имя святого праведного Иоанна Кронштадтского широко известно – недаром современники называли его всероссийским пастырем. Батюшка побывал во многих городах Российской империи, помогая самым разным людям, вне зависимости от их социального статуса, национальности и вероисповедания.
Однажды в 1890 году Харькове к нему обратилась женщина – еврейка, страдающая тяжелым кишечным заболеванием. Побывав у многих именитых докторов и испробовав все известные на тот момент методы лечения, всю надежду она возлагала только на христианского чудотворца. Отца Иоанна не смутило иудейское вероисповедание – напротив, он отметил глубину её веры, и по молитвам праведника женщина исцелилась.
Возможно, этот случай так и остался бы в числе множества забытых чудотворений, совершенных выдающимся подвижником, если бы его не описала в своих мемуарах Елена Мень, а позднее её сын – священник Александр.
Елена Семёновна Мень в девичестве носила фамилию Цуперфейн, и была внучкой той самой исцелённой женщины. Она родилась в студенческой семье Берне. После окончания университета родители вернулись в родной Харьков, где Елена окончила гимназию и продолжила образование в Москве. Здесь судьба свела девушку с будущим инженером Вольфом Герш-Лейбовичем Менем. В семье родилось двое сыновей, однако, счастье совместной жизни длилось недолго – накануне войны Вольфа арестовали, а затем выслали на Урал, и семья вынуждена была жить раздельно, терпя голод и лишения.
Такую судьбу разделяли многие представители советской интеллигенции, однако, существовала и другая сторона жизни этой семьи. Со школьной скамьи Елена увлеченно интересовалась христианством, будто ощущая на себе благословляющую десницу Иоанна Кронштадского. Едва став самостоятельной, она приняла крещение вместе с первенцем – восьмимесячным Александром, и вошла в небольшую православную общину под руководством архимандрита Серафима (Битюгова). Здесь царил дух истинной христианской любви, взаимоподдержки и высокой интеллектуальной культуры. В этой среде росли дети Елены – Алик и Павел.
С самого раннего возраста, как только стал проявляться характер малыша, Алик отличался отзывчивостью и любвеобильностью по отношению к окружающим. Мальчик был чрезвычайно любознательным и способным: в четыре года он научился читать, и первая написанная им фраза была посвящена вовсе не Сталину, как у большинства его юных современников – он процитировал не раз слышанные им слова апостола Павла.
В шесть лет он написал книгу с разъяснениями Евангелия, которую адресовал детям, лишённым возможности с ним познакомиться. К подростковому возрасту прочитал Владимира Соловьева и Эммануила Канта, великолепно знал русскую классическую литературу.
Бог наградил его разнообразными дарованиями: Алик не только много читал, но и сочинял стихи и прозу, прекрасно лепил и рисовал. Ещё одним увлечением подростка было наблюдение за животными.
По воспоминаниям младшего брата, Павла Вольфовича, увидев, как в небо поднимался портрет вождя, освещённый прожекторами, Алик усмотрел в этом кумирослужение, и принял решение стать священником. Это не было сиюминутным порывом – духовная и умственная работа непрерывно сопровождала его взросление, и в шестнадцать лет Алик начал работать над книгой «Сын человеческий», которая впоследствии многократно переиздавалась и привела к Богу тысячи людей.
Однако воплощение своей мечты Александр решил отложить до тридцатилетнего возраста, а после окончания школы поступил на охотоведческий факультет Пушно-мехового института. Правда, получить диплом ему не удалось – из-за публичного признания себя верующим, выпускник не был допущен к государственным экзаменам по научному коммунизму.
Возможно, это стало катализатором на пути к священству. К этому времени Александр уже прошёл экстерном курс духовной семинарии и в 1958 году был рукоположен в сан дьякона, а в 1960-м стал священником.
Многие годы служения прошли в разрушающихся подмосковных храмах. Однако внешние трудности не смогли повлиять на глубокую внутреннюю духовную и интеллектуальную жизнь отца Александра. Более двадцати лет он отдал писательскому труду. Его книги по религиоведению, истории Церкви, миссионерские труды публиковались в Брюсселе под псевдонимами, о которых он, зачастую не имел представления: Э.Светлов, А. Павлов и др.
Устная проповедь вне стен храма в советское время была под строжайшим запретом, но на богослужения к отцу Александру Меню приезжали люди не только из Подмосковья и столицы, но и из многих других городов. В конце 1980-х годов он получил, наконец, возможность публичных выступлений, и его проповеди стали собирать толпы народа на стадионах и у телеэкранов.
Однако добрые дела никогда не остаются безнаказанными: его регулярно приглашали на допросы в КГБ, не раз он получал звонки с угрозами, и, наконец, 9 сентября 1990 года он был зверски убит рядом со своим домом.