В конце 90-х годов была разработана и даже запатентована как изобретение (не "полезная модель" а именно "изобретение" - спецы по патентным делам поймут) топка. Под мелкое, влажное, малозольное топливо - свежие опилки. Название вначале было "белорусская топка", затем "Шахтогаз", и лишь спустя некоторое время название приобрело современное звучание - Еу.
На базе этой топки в серию пошло несколько модификаций котлов и тепловентиляторов (теплогенераторов воздушных), различающихся по тепловой мощности и некоторым техническим особенностям.
Было много модификаций, были "тупиковые ветви", было много отдельных технических решений, вносившихся в конструкцию в рабочем порядке.
В этой части пройдемся немного по давней истории создания и появления этой топки и всего последующего на ее базе.
Корни всей этой истории уходят в далекий 1994 год. После успешного развала Советского Союза зимы на этой территории не прекратились, и потребность в отоплении больших и малых городов - то же. А так же и несколько меньших потребителей тепла - микрорайонов, больничных комплексов и даже отдельных зданий.
В Советском Союзе существовала обширная система ЭнергоТехМонтаж занимавшаяся вопросами тепла в общем и котельных в частности. После развала Союза специалисты этой системы никуда не пропали, Один из них, очень талантливый и увлеченный человек, Анисимов Владимир Робертович, создал небольшую частную организацию (можно и другими словами - фирму) с несложным названием - "Спецмонтаж".
Но не просто создал, а создал под определенную идею - блочно-модульные котельные. Как ни странно, в Союзе такого не было, возможно, был только зарубежный опыт.
Если коротко, то смысл блочно-модульности таков: Проектируется котельная из нескольких котлов. Вместе со зданием из легких металлоконструкций. Затем "разрезается" на транспортабельные блоки. По возможности стараются сделать по плоскости разрезов стыки трубопроводов фланцами. Все собирается и монтируется в цехе, в нормальных условиях, а не под открытым небом. На место приезжают несколько блоков, устанавливаются на подготовленный фундамент. Минимум монтажа и котельная запускается.
Новый востребованный продукт, никакой конкуренции - пару лет "Спецмонтаж" просто "купался в деньгах". Настолько, что планировали купить небольшой самолет и прорабов на монтаж доставлять на нем. Даже в штате какое то время держали лётчицу...
Но эта ситуация быстро закончилась и на рынке блочно-модульных котельных возникла жесткая конкуренция, с чиновниками, знакомствами, откатами и прочими "прелестями". И, понятно, что в этой ситуации лидирующие положение занимают далеко не лучшие представители человечества, а, скорее, совсем наоборот.
Но вкус отсутствия конкуренции при наличии нового продукта оказался настолько сладок, что Владимир Робертович стал смотреть другие возможные темы и другие возможные рыночные ниши. И обратил внимание на твердое топливо - уголь и торф. Тверская область, а ранее Калининская - торфяная. Даже политех исходно создавался как торфяной институт. Это сейчас все развалили, а тогда, в 90-е, торфяная промышленность была жива, да и затем она существовала довольно долго, почти до 2012 года.
Но в СССР котлы малой и средней мощности под твердое топливо разрабатывались по остаточному принципу, и сколь нибудь хороших, механизированных и автоматизированных не было. Были котлы с подвижной колосниковой решеткой, были котлы с механическим забросом угля и шурующей планкой типа Братск
были ряд других конструкций, но все это не сильно отличалось от конструкций вековой давности и требовало много ручного труда.
Нужно было что то новое, что привлечет заказчиков - какой то "бантик", как любил говорить Владимир Робертович. Напомню - это же 90-е и люди еще не избалованы всякими новациями. Это сейчас мы знаем, что все новое значительно хуже старого - продукты все менее съедобны, бытовая техника - только ресурс и ломается, автомобили при вроде бы малом расходе топлива требуют все больше денег на содержание - ТО, ремонты, расходники, запчасти - а тогда все новое воспринималось как панацея неизбалованным народом.
Он нашел изобретателя Дрожкина с его "топкой Дрожкина". Про эту топку и изобретение поговорим как нибудь позже а пока, про то, к чему это привело.
Что, как и на каких условиях было организовано сотрудничество с изобретателем не очень знаю. Но Владимир Робертович создал небольшое конструкторское бюро, три или четыре человека, которые разработали документацию на котел с такой топкой. Стали эту конструкцию рекламировать и продавать. Сумели изготовить организовать производство - а это очень сложно для монтажной организации, которые умеют хорошо варить трубы в разных положениях - но на этом их умение, в основном, и заканчивается. Организовать производство, практически с нуля, достаточно сложных агрегатов - это серьезно.
Но, увы, свежеизготовленные конструкции, на которые даже прикрепили красивые шильдики из нержавейки с надписями "Котел ДК. 2,5 МВт" работать не захотели. Не то, что бы совсем. Но сколь нибудь продолжительное время, более получаса. То есть, его запускали, он некоторое время работал, а затем ломался.
Как то решить эту проблему - по доводке разработанных котлов - с существующими конструкторами и монтажниками наладчиками не получалось. Монтажники вообще "не заточены" на подобные задачи - они с успехом решают свои, а работоспособность основного оборудования - котлов, горелок - обеспечивает и гарантирует завод изготовитель. Конструктора имели опыт по разработке простых или не очень простых металлоконструкций, но разрабатывать с нуля агрегат, в котором протекают процессы горения, тепло- массо-обмена, одновременные механические и тепловые нагрузки и много чего другого - просто не могли. Получилось что получилось. Был еще определенный негатив от монтажников - они не считали своей обязанностью что то доводить, и у них был определенный "вес" при решении спорных вопросов.
Проблему надо было решать, и Владимир Робертович решил создать с нуля новое подразделение - "опытное производство" которое будет решать вопросы доводки оборудования после конструкторов.
Ваш покорный слуга, автор этих строк, в тот момент был на распутье. Год был 1997, раздрай между бывшими республиками СССР нарастал, и мне пришлось уехать из Харькова в частности и с Украины вообще в Россию. Случайно встретившись со своим братом (который работал наладчиком в "Спецмонтаже"), узнал про вновь сформированное производство. И далее, только по знакомству, удалось устроится туда слесарем!
Немного про производственную базу. В тот год "Спецмонтаж" перебрался на "Колибри". "Колибри" - почти в соответствии с названием - было маленький (по советским меркам) предприятием, завод по производству готовых или быстровозводимых домов. Дома эти - стальной каркас из тонкой оцинкованной стали, обшивка из асбоцементных листов, минватный утеплитель. Под это все был большой двухпролетный цех с мостовыми кранами, необходимым оборудованием и станками, АБК, большая прилегающая территория с краном - по нынешним меркам просто красота.
Была на этом заводе отдельно стоящая компрессорная - ее и назначили под опытное производство. Минимальное количество инструмента, станки в основном цеху.
Набран штат - руководитель, два сварщика, два слесаря (в том числе и я). Была в течении года текучка, кто то приходил, кто то уходил. Вот со штатными инженерами конструкторами как то вопрос остался подвешенный. Задействовались на разовые работы по договоренности сторонние специалисты.
Основная задача для вновь созданного "опытного производства" была заниматься топкой Дрожкина. Но были и другие задачи. В том числе и заниматься так называемой "белорусской топкой".
Откуда поступила первичная информация по этой топке в "Спецмонтаж" - не знаю - как то забылось. Но до моего приезда и устройства на работу был еще небольшой коллектив молодых специалистов - студентов, которых задействовали на всякие разные задачи. Как организатор Владимир Робертович был, безусловно, талантлив. И вот эти молодые специалисты изготовили маленькую (наружный диаметр примерно 300 мм) но тяжелую футерованную топку - и это был, наверное, самый первый прототип Еу. Она была цилиндрическая, с конусным бункером. Имелся колосничек и боковой выход газов. Подвешенный сверху "рассекатель". Бункер с топкой соединялись мощными фланцами.
Возле компрессорной были две трубы - то ли для какого то выхлопа, либо для забора воздуха. Одну из этих труб использовали для экспериментов - пускали туда продукты сгорания, создавали тягу. Маленькую топку на этой трубе испытывали. Я то же немного пронаблюдал, но результаты были так себе... Что то не сильно понятное и достаточно нестабильное.
У Владимира Робертовича был был коллега или конкурент - Лейзер. Занимался чем то связанным с торфом и производил и продавал котлы с "белорусской топкой". Насколько я понимаю, история этой топки следующая. В Швеции был разработан и выпускался котел под топливо - ломаный торфяной кусок. Кстати, из торфа есть два вида формованного топлива - торфяной брикет и торфяной кусок. Но про это в другой раз. Затем, по образу и подобию данного котла, с некоторыми изменениями в Белоруссии стали выпускать такой котел. Белоруссия по всем подобным заимствованным разработкам в 90-е была впереди всего СНГ.
И уже второй итерацией, с "белорусского котла" был скопирован, с некоторыми изменениями, котел, выпускаемый Лейзером. Котел (теплообменник) представлял собой жаротрубный котел , с вертикальным расположением труб - ближе всего на него похож котел Теплан.
Рядом с котлом была установлена топка, между собой котел и топка были соединены металлической жаровой трубой. Топка прямоугольной формы, футерованная шамотным кирпичом. Колосник качающийся рычагами в вертикальной плоскости, что бы изобразить стряхивание золы и шлака в зольник. Наверху конусный или пирамидальный бункер. Выход топлива из бункера в топку перекрывал подвижный качающийся рассекатель из толстого металла. Рассекатель же прикрывает выход в жаровую трубу.
Мне была поставлена задача изучить, насколько возможно, этот котел, даже не котел, а топку, и переработав из прямоугольной в цилиндрическую топку, сделать аналог.
На этом, вступительную часть, предысторию заканчиваю, далее пойдем по прототипам и опытным конструкциям.
Продолжение следует...