Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Вам интересно, что именно делают успешные люди, а другие - нет? Возможно, они работают больше всех. Возможно, у них есть секретный запас книг, о котором никто не знает. Возможно, они просто умнее. Однако мы рискнем предположить, что загадочный феномен - это скорее всего состояние ума: факт, что у них правильное отношение.
Никогда нельзя недооценивать важность правильного мышления, когда дело касается учебного успеха. Достижение позитивного настроя в учебе почти так же важно, как и изучение академического мышления. Правильное мышление обеспечивает огромный толчок к учебе и усиливает вашу способность справляться с учебной нагрузкой. В этой статье мы дадим вам несколько вдохновляющих способов мышления, которые помогут вам более позитивно подходить к учебе.
1. «Москва не сразу строилась»
Подобно тому, как Москва была построена не за один день, успех обычно не приходит в одночасье. Это то, над чем вам нужно много работать в течение длительного периода времени. Это требует усилий и решимости, и вы не можете ожидать мгновенных результатов. Академический успех занимает много лет напряженной работы. Какой бы крупной ни была задача, которая стоит перед вами, когда вы впервые начнете ее, наступит время, когда вы оглянетесь назад, и поймете, что ваши знания выросли из маленькой деревушки в большой и красивый город. Но это требует времени, и вам нужно быть решительным и терпеливым, пока вы добиваетесь этого. Напоминайте себе об этом каждый раз, когда вам не терпится учиться, и оглядывайтесь назад, вы увидите, как далеко вперед уже продвинулись.
2. «Я не допущу поражения»
У всех нас бывают моменты, когда мы чувствуем себя побежденными, когда говорим себе: «Я не могу этого сделать». Придайте импульс вашей учебе, превратив негатив в позитив, просто добавив слово «еще» к любому своему заявлению. Вместо того, чтобы «я не могу это сделать», скажите себе: «Я не могу сделать это еще» (или, если вы чувствуете себя особенно положительным, «Я могу сделать это!»). Вместо того, чтобы отказываться от надежды, такое мышление побуждает вас с нетерпением ждать того времени, когда вы овладеете всем, с чем у вас возникнут проблемы. Со временем вы сможете решить проблему. Вы просто должны продолжать идти, даже когда дела идут тяжело.
3. «Я не буду останавливаться на достигнутом»
Если вы лучший в своем классе и всегда получаете отличные оценки, возникает соблазн почивать на лаврах - думать, что вы уже достаточно хороши, поэтому нет смысла прилагать дополнительные усилия. Это плохой образ мышления, потому что вы всегда можете сделать больше, чтобы еще лучше учиться, независимо от предмета и независимо от того, насколько хорошо вы в нем разбираетесь. Чем больше вы будете делать для улучшения своих предметных знаний и навыков, тем лучше - особенно по предмету, который вы собираетесь изучать в университете, но общие знания тоже ценны. В своих учебных делах старайтесь каждый раз становиться лучше, впечатляя учителя дополнительными вещами, которые вы узнали вне класса. Работая таким образом на более высоком уровне, ваша работа будет отличаться от работ ваших одноклассников.
4. «Я буду учиться на своих ошибках»
В этом нет никаких сомнений: критика может очень сильно расстраивать. Но есть два ответа на эту проблему: правильный и неправильный. Правильное мышление в отношении критики станет хорошим стимулом для учебы, потому что это позволит вам учиться так, чтобы продолжать совершенствоваться. Принимать критику на свой счет - например, воспринимать ее как знак того, что ваш учитель ведет пропаганду против вас, или воспринимать ее как непригодную для вас - никому не поможет. Гораздо лучший способ мыслить - конструктивно воспринимать критику, рассматривая ее как способ учителя помочь вам добиться большего успеха в следующий раз. Перечитайте то, что вы написали, объективно, в свете полученной критики, и убедитесь, что вы точно поняли, в чем она не оправдалась. Затем убедитесь, что в следующий раз вы не совершите ту же ошибку.
5. «Не подготовиться - значит подготовиться к провалу»
Это особенно верно в отношении подготовки к экзаменам, но это также применимо и к вашей учебе в целом. Неспособность должным образом подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, собеседованию или любой другой ситуации или академической работе - гарантированный способ разочаровать себя. Лучшие ученики выделяют достаточно времени на каждое задание и кропотливо работают над ним, тщательно готовясь и добиваясь отличных результатов. Работа в спешке выглядит неряшливой и вряд ли даст лучшие оценки. Привыкайте уделять много времени подготовке и рассматривать это время как основополагающее для вашего будущего успеха, это послужит вам хорошим подспорьем в школе, университете и не только.
6. «Не буду бояться неудач»
Хотя мы определенно не будем выступать за подготовку к неудаче, как обсуждалось в предыдущем пункте, верно и то, что страх неудачи удерживает многих людей от реализации своего истинного потенциала. Они боятся пробовать что-то новое, если у них ничего не получается, и боятся выражать свое мнение или делать смелые заявления в случае, если люди с ними не согласны. С другой стороны, успешные ученики не боятся неудач; они знают, что успех заключается в экспериментировании, даже если оно не всегда идет по плану. Они не ругают себя, если получают плохую оценку или отрицательный отзыв; они извлекают уроки из этого и в следующий раз добиваются большего успеха (в конце концов, не все могут быть идеальными все время). Если сначала у вас не получилось… пробуйте, пробуйте, пробуйте еще раз.
7. «Мне будет интересно все, что я изучаю»
Считаете ли вы, что некоторые из ваших предметов скучны? Если так, скорее всего, это больше говорит о вашем отношении к предметам, чем о них самих. Принимая во внимание, что вы обычно лучше разбираетесь в предметах, которые вам интересны, было бы здорово, если бы все ваши предметы были бы для вас такими же увлекательными, как и ваш любимый. С изменением вашего образа мышления они могут быть такими.
Ваши неправильные представления о предмете могут возникнуть из-за плохого обучения в раннем возрасте, или может быть, что ваш нынешний учитель не делает столь достаточно, чтобы вызвать у вас интерес; или, возможно, вы не видите причины, по которой вам нужно изучать предмет, который не имеет прямого отношения к повседневной жизни. Если это так, то на ваши плечи ложится ответственность посмотреть на предмет с другой стороны и подумать о том, что делает то, что вы изучаете, интересным. Старайтесь получать удовольствие от стремления к знанию исключительно ради него самого; в конце концов, наше стремление к знаниям - одна из вещей, которые делают нас людьми. Если вы попытаетесь найти интерес ко всему, что изучаете, вы вскоре обнаружите, что учиться намного легче, что факты легче запоминаются и что ваши оценки начинают улучшаться даже по тем предметам, которые вам ранее не нравились.
8. «Я предпочитаю не соглашаться со всем, что читаю»
Переходя теперь к паре сугубо академических способов мышления, вы можете значительно ускорить учебу, научившись критически относиться ко всему, что читаете. Критическое мышление жизненно важно для успеха в университете, и чем раньше вы начнете развивать этот образ мышления, тем лучше. Это вам я говорю, как автор курса «Критическое мышление». Понимание того, что у писателей есть повестка дня - что они все пытаются убедить вас в чем-то (обычно в том, что их мнение правильное) - имеет решающее значение для развития такого образа мышления. Для всего, что вы читаете, задавайте себе вопросы о том, во что автор хочет, чтобы вы верили, и подходите ко всему скептически. Каковы их предыстория и планы? Какую информацию они использовали при формировании своего мнения и насколько надежна эта информация? Я, например, прежде всего, чтобы начинать читать книгу, стараюсь изучить самого автора, его жизнедеятельность и психологию.
9. «Я сформирую собственное мнение»
В основе концепции критического мышления лежит идея думать самостоятельно. Исходя из идеи о том, что не следует принимать на веру все, что вы читаете, один из наиболее важных способов мышления, который вы можете принять для академического успеха, - это решимость формировать собственное мнение обо всем, что вы изучаете. Вместо того, чтобы принимать мнение любого ученого, которого вы читаете в то время, вам следует попытаться прочитать как можно больше разнообразных мнений, а затем, подходя к каждому тексту так, как описано в предыдущем пункте, вы решите какой аргумент вы считаете наиболее убедительным. Включая в свои рассуждения ваше собственное разумное мнение - адекватно подкрепленное причинами и доказательствами, конечно - покажет вашим учителям, что вы достаточно глубоко размышляли над предметом, чтобы решить, что вы на самом деле думаете (вместо того, чтобы копировать чужое мнение или молча сидеть), и это отличительный признак лучшего ученика. Опять же, мы объяснили, как мыслить более рационально и развивать собственное мнение
10. «Я поверю в свое будущее»
Легко думать негативно, когда учеба мешает вам, и воображать, что ваше будущее безрадостно (например, что вы провалите все экзамены). Возможно, вы получили плохую оценку, чувствуете себя перегруженным своей рабочей нагрузкой или изо всех сил пытаетесь разобраться в сложной теме. В такие моменты важно верить в себя и верить, что впереди у вас светлое будущее. Возможно, сейчас это не так, но успех в ваших руках. Помните об этой цели, а все остальное приложится.