Диафрагма объектива определяет сколько света попадёт на матрицу вашей камеры при спуске затвора. В этом руководстве я объясню что такое диафрагма, как она влияет на глубину резкости и как её использовать для получения отличных фотографий.
Иногда мне попадаются люди, которые увлечённо снимают на смартфоны, но не желают покупать фотоаппарат. На мой вопрос почему они отвечают, что фототехника им кажется довольно сложной в настройке, особенно часто сложности вызывает понятие диафрагмы и глубины резкости.
Что такое диафрагма и как она работает?
Диафрагма – это деталь объектива, которая регулирует количество света проходящего сквозь неё и достигающего светочувствительного элемента фотоаппарата. Проще говоря, это отверстие в объективе, размер которого можно регулировать, благодаря чему мы можем контролировать насколько светлой получится фотография.
Как диафрагма влияет на глубину резкости?
При раскрытии диафрагмы глубина резкости сокращается, а при закрытии увеличивается. Это наглядно демонстрируется на примерах ниже.
Теперь давайте закроем диафрагму до максимального значения, которое позволяет нам выставить объектив.
Запомните простое правило: чем выше число диафрагмы, тем шире диафрагма раскрыта и наоборот. Новички часто путаются и поступают наоборот.
Также не забывайте, что широкая диафрагма приведёт к сокращению глубины резкости и размыванию фона. Если объекты съёмки находятся под углом или на разном удалении от камеры, то прикрывайте диафрагму.
Выше я употреблял такой термин как глубина резкости. Её также называют границами резко изображаемого пространства или сокращённо ГРИП. Она определяется по сложной формуле и на практике не высчитывается, а прикидывается по опыту или эмпирическим путём.
Важно понимать, что чем больше размер матрицы фотоаппарата и шире раскрыта диафрагма, тем ГРИП уже.
Используйте глубину резкости, чтобы сделать акценты
В общем случае я рекомендую прикрывать диафрагму, чтобы получать более чёткие снимки и не получать большие аберрации вокруг объектов. Однако малая глубина резкости полезна, когда нужно сделать акцент на чём-либо.
Акцент не всегда должен быть максимально выраженным. Иногда в сцене должен быть выделен главный объект, а второстепенные размыты. Тогда диафрагма прикрывает незначительно, на 1-2 стопа.
Тем не менее, существует масса жанров в которых в абсолютно все детали снимка будут важны. Прежде всего это касается пейзажной и архитектурной фотосъёмки. В таких случая число диафрагмы следует выбирать от f/13 и выше.
Если Вы решили снимать с малой глубиной резкости, то помните, что правило золотого сечения распространяется и на ГРИП. Это означает, что Вы должны фокусироваться так, чтобы размытое пространство перед точкой фокусировки составляло примерно 1/3 ГРИП, а размытое пространство за точкой фокусировки примерно 2/3 ГРИП.
Это справедливо и для фанатов полнокадровых камер, которые очень любят полностью раскрыть диафрагму, объект съёмки максимально уменьшить относительно площади снимка, но при этом получить боке во весь кадр. Новичков это захватывает, а бывалых смешит. Выше я написал почему.
Чтобы не путаться с границами ГРИП хочу заметить, что глубина резкости зависит также от фокусного расстояния и от расстояния до объекта съёмки. Но об этом я расскажу в другой раз, потому что тема ГРИП слишком обширна, чтобы касаться её в теме диафрагмы.