Метод под названием подсечно - огневое земледение по некоторым оценкам насчитывает приблизительно 8 тысяч лет, и как ни странно, используется до сих пор.
Происходит это в основном в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где население живет совсем не богато, а также в значительной степени сохранился тот, старый уклад жизни.
Методика, надо сказать достаточно неоднозначная и вызывает много споров среди специалистов - экологов и «пресвященных» представителей истеблишмента, там его в основном считают устаревшим и вредным для окружающей среды, с чем категорически не согласны люди, продолжающие его применять.
В чем его суть.
( Свернуть )
Метод начинается с вырубки деревьев и древесных растений на участке. Поврежденную растительность, или «косую черту», затем оставляют сохнуть, обычно непосредственно перед самым дождливым периодом года. Затем биомасса сжигается, в результате образуется богатый питательными веществами слой золы, который делает почву плодородной, а также временно уничтожает виды сорняков и вредителей. Примерно через три-пять лет продуктивность участка снижается из-за истощения питательных веществ вместе с нашествием сорняков и вредителей, в результате чего фермеры покидают поле и переезжают на новый участок. Время, необходимое для восстановления свиджа, зависит от местоположения и может составлять от пяти до двадцати лет, после чего участок можно разрезать и снова сжечь, повторяя цикл.
Вот так примерно это выглядит:
В общем, все достаточно просто и при умелом и грамотном обращении метод считается достаточно эффективным. Но, система устойчива только там, где много земли, а из-за высокого демографического давления доступной земли становится меньше, периоды залежи короче, и участок будет обрабатываться дольше. Сокращение периода залежи, сжигание биомассы и чрезмерное использование природных ресурсов приводят к потере органических веществ и питательных веществ для растений, увеличению эрозии и снижению урожайности. По некоторым данным, для эффективности такого метода ведения сельского хозяйства и отсутствии вреда для окружающей среды, плотность населения не должна превышать 40 человек на квадратный километр, что в современных условиях условие маловыполнимое, особенно в вышеназванных регионах.
В настоящее время, по разным оценкам, в мире насчитывается от 200 до 500 миллионов мелких фермеров использующих эту технику. В прежние времена, когда плотность населения была меньше, рубка и выжигание работали достаточно хорошо. Затем можно было оставить участки под паром на 15–20 лет, что позволило значительно отрастить лес и хорошо восстановить плодородие почвы. Теперь участки приходится повторно использовать слишком рано, что ведет к увеличению потери плодородия.
Эти пурпурные, синие и зеленые метки, показывающие тепловые сигнатуры, зарегистрированные VIIRS Nightfire (VNF)над Африкой, дают представление о широкомасштабном использовании техник подсеченного и огневого земледелия, происходящего по состоянию на 26 февраля 2020 года.
Но, истощение почв это одна из проблем. Например, в Лаосе, обеспокоенность вызывает тот факт, что процесс постоянного переезда на новую землю в сочетании со временем, которое требуется для регенерации использованных земель, напрямую способствует обезлесению. Это приводит к утрате биоразнообразия растений и животных, способствует эрозии почвы и загрязнению воды. Наряду с угрозой для земли такой метод оказывает сильное влияние на здоровье людей.
Про эрозию можно сказать отдельно, дело в том, что сжигание растительных остатков после рубки подвергает поверхность почвы прямому контакту с дождем. Открытая поверхность почвы легко разрушается под воздействием дождя, оставляя на вашем поле овраги. Эрозия забирает плодородный верхний слой почвы на поле. Также специалисты указывают, что Сжигание снижает содержание органических веществ в почвах. Остатки растительности на почве создают определенную тень и помогают удерживать влагу в почве. Это помогает деятельности некоторых очень полезных насекомых и организмов улучшать почву. Они улучшают аэрацию почвы. Их фекалии - основное удобрение для почвы. Растительные остатки при разложении удобряют почву. Это увеличивает содержание органических веществ в почве и помогает почве удерживать влагу. Сжигание убивает или изгоняет эти организмы и устраняет все эти преимущества.
Ну и конечно такая деятельность может вызывать пожары, а условия, в которых она осуществляется, усугубляет и без того, бедственное положение фермеров, а еще, горение деревьев, возвращает в атмосферу углекислый газ, повышение уровня которого и приводит к глобальному потеплению, что беспокоит «просвещенных» особенно сильно.
Возможно все было бы не так плохо, если бы методикой пользовались только мелкие фермеры, но, к ней прибегают и крупные компании в Юго-Восточной Азии. Там, метод, используется для расчистки участков земли - леса или торфа - под плантации масленичных пальм и проблема в том, что на торфе возгорание очень сложно контролировать или остановить.
Эти пожары создают густой смог и выделяют огромное количество парниковых газов. В 2013 году Сингапур и некоторые районы Малайзии и Индонезии были окутаны плотным едким смогом, вызванным пожарами в Индонезии, большая часть которых представляет собой гигантское торфяное болото.
Правительство Индонезии объявило вне закона использование огня для расчистки земель, но кого и когда это останавливало? О чем собственно и сообщил Гринпис Интернэшнл заявив, что некоторые компании в Индонезии, по всей видимости, «годами действуют вне закона без особых санкций».
А сколько же всего земель расчищается под пальмовые плантации?
Оценки сильно разнятся, но, согласно данным Всемирного фонда дикой природы, «каждый час вырубается до 300 футбольных полей и лесов» по всему миру, чтобы освободить место для плантаций пальмового масла. Это более 2 миллионов гектаров в год. Это по данным на 2013 год, а сколько сейчас, уж конечно не меньше.
Сейчас, конечно, с данной методикой пытаются бороться, предлагая фермерам другие формы ведения сельского хозяйства, но как я уже говорила, есть те, кто отлично живет по заветам предков, и в гармонии с природой.
Например, фермеры в северном Таиланде вырезают небольшие участки леса, выращивают урожай, а затем дают деревьям отрасти. Результат: хорошие урожаи и счастливые леса.
Поля Хин Лад Най являются частью данного цикла уже не менее 400 лет, поддерживая как жителей деревни, так и лес с его разнообразной фауной. По словам местных жителей, там можно увидеть даже тигров, находящихся под угрозой исчезновения, и живут дикие пчелы, которые делают много меда.
Но, споры вокруг сменной обработки земли в последнее время накалились из-за глобальной кампании, направленной на замедление изменения климата за счет удержания углерода в лесах. Сторонники сокращения выбросов в результате обезлесения и деградации, или REDD, как называется кампания Организации Объединенных Наций, склонны рассматривать все виды подсечно-огневого земледелия как основной источник выбросов парниковых газов (ПГ).
В общем, вот, есть на нашей планете еще такие архаичные формы земледелия, и если бы не новая «левая» повестка, все это, интересовало только отдельных энтузиастов-экологов из-за возможностей пожаров, и антропологов.