Решать задачки по физике мешает, прежде всего, незнание геометрии. Неумение и нежелание делать аккуратные и наглядные чертежи. Следует помнить, что абсолютно любой вектор мы имеем полное право разложить ни два перпендикулярных. А перпендикулярные направления выбрать такими, какие нам удобно. Лишь бы интересующий нас вектор верно раскладывался по ним с соблюдением правила параллелограмма.
А что мешает решать школьные задачи по геометрии?
Лень! Однозначно лень и неряшливость. Нежелание сделать аккуратный чертеж. Отсутствие чертёжных принадлежностей. Отсутствие готовности переделать корявый чертёж.
Подводит и неумение решать простейшие задачи на построение: построение перпендикуляра, построение биссектрисы, вписанной в треугольник окружности и т.д. Задачи на построение должны извлекаться из головы по первому требованию за ноль секунд. И как движения циркуля и линейки, и как преобразования зрительных образов.
Особым шиком и серьёзной заявкой «на олимпиадность» всегда было умение составить алгебраическое уравнение для решения геометрической задачи.
И ещё считалось шикарным, если ученик додумывался сделать нетривиальное вспомогательное построение. Это один из компонентов творческого мышления.
О доказательствах теорем.
Известно, что два таких великих математика как Исаак Ньютон и Эварист Галуа терпеть не могли доказательств геометрических теорем.
Почему, спросите вы?
Да просто они считали эти доказательства очевидными. Видимо, мощная зрительная память и воображение позволяли им такую роскошь.
Вообще среди математиков иногда преимущество имеют те, которые правильно и четко, с соблюдением законов переписывают длинные цепочки символов, либо другие, которые легко оперируют со зрительными образами.
Самые лучшие математики непринуждённо и точно выполняют и первые, и вторые операции. И очень характерно, что они проявляют недюжинное чутьё при поиске нужных комбинаций символов и отбрасывании ненужных. А если к тому же и ясно излагают, то цены таким вообще нет.
Таким, который сочетал в себе все эти качества, был великий математик Анри Пуанкаре. Его книги стодвадцатилетней давности до сих пор не утратили своей ценности.
Он подчеркивал роль индукции в математическом творчестве.
Сначала математик рассуждает по индукции, переходя от одного частного случая к другому, и пытаясь сделать обобщение. Потом он формирует своё обобщение как гипотезу, предположение.
А уж потом доказывает её дедуктивно, опираясь на аксиомы и теоремы. Всякая терема –это гипотеза, которую удалось доказать!
О психологических особенностях.
Студенты втуза – это, как правило люди, обладающие сильной зрительной памятью, они обрабатывают информацию на уровне зрительных образов.
Некоторое исключение составляют айтишники, которые лучше преобразовывают цепочки символов. И они вдобавок, как правило, обладают значительными лингвистическими способностями.
Гуманитарии зачастую имеют недостаточные способности для работы со зрительными образами, но великолепно работают с аудиальными и прекрасно преобразовывают цепочки символов, букв.
Поэтому они иногда вызывают удивление у «технарей» своей способностью к программированию.
Эти сведения о психологических особенностях я даю прежде всего для родителей, которые в нынешних условиях вынуждены сами репетировать своих детей, но им некогда вникать в подробности.
Жду вопросов от родителей. которые увели своих детей на домашнее обучение.