Найти тему
Память Даурии

Ново-Сианское крестьянское восстание.

Начало 1930-х для Забайкалья и соседних территорий ознаменовалось антисоветскими восстаниями. Не прошло и десятка лет после присоединения ДВР к Р.С.Ф.С.Р как простой народ почувствовал ущемление своих прав, а крестьянство жившее в бедности и при царской власти, ощутило на своей шее колхозное ярмо.
Очередное крупное восстание началось 12 апреля 1930 года.
Бывшие бойцы-партизаны, сражавшиеся против Семенова и японских интервентов, простые крестьяне из сел Старая и Новая Успеновка, Усть-Умлекан, Усть-Деп, Рублевка пошли к Новому Сиану.
Они подняли клич на борьбу с грабительской Советской властью и ее холуями из совдепов лишавшими народ хлеба, имущества, свободы. Это были люди боровшиеся за власть, которая стала лишать их последнего. Народ чувствовал себя не просто обманутым, а поруганным.
Дата ыступления не была случайной. В это время проводились учения «Общества содействия авиации и химической промышленности».
Осоавиахимовцы не оказали ни какого сопротивления повстанцам. Многие узнав о том, что это не белогвардейцы из Китая, а простые крестьяне, бывшие партизаны, сразу же переходили на сторону восставших. Ряды повстанцев пополнялись.
Руководителям осоавиахимовцев удалось бежать. Они предупредили о восстании партийное руководство в Новом Сиане. Эффект внезапности был потерян.
Лидер повстанцев Перелыгин, приказал вывести из строя телеграфную линию., чтобы коммунисты не успели предупредить ОГПУшников. После чего началось наступление на Новый Сиан. Перелыгин надеялся на мирное занятие села, но коммунисты оказали ожесточенное сопротивление. Пролилась первая кровь.
Повстанцем Лукой Ткачёвым было написано «Воззвание к населению крестьян, рабочих, служащих и Красной Армии от 1-го Повстанческого отряда крестьян, рабочих, служащих и красноармейцев».

В Новом Сиане к восставшим присоеденились сочувствующие их делу люди. 14 апреля, повстанцы вступили к Усть-Умлекану.
Вскоре они столкнулись с разведывательным отрядом ОГПУ. По всей видимости партийная ячейка Нового Сиана все же успело предупредить о восстании. С ОГПУ завязался бой.
Районное руководство, в отличии от ОГПУ еще не знало о восстании, ноно слухи быстро распростронялись. Чтобы разведать ситуации в Сиан был отправлен заместитель председателя исполкома Захар Косач. Поняв в чем дело, Косач перешёл на сторону1-го Повстанческого отряда.
К этому времени крупные восстания в Забайкалье уже были подавлены. Всеобщего вооружённого выступления против советской власти не случилось. Именно на него надеялся лидер повстанцев Перелыгин. Повстанцы рассчитывали на поддержку со стороны бойцов Красной армии, среди которых были крестьяне и их семьи тоже терпели несправедливость и притеснение от властей. Поэтому армию к подавлению восстания не привлекли. Восстание подавляли ОГПУшники, привыкшие к жестоким расправам над неугодными режиму. Чекисты применяли тактику взятие в заложники родственников бунтовщиков. Пощады или сочувствия от них ждать не приходилось.
Основным и, пожалуй, единственным желанием крестьян было, чтобы власти позволили им жить как хочется, а не по указке. Часто распоряжения властей шли в разрез со здравым смыслом, и не учитывали специфику забайкальских условий. Восстание полностью исключало политическую составляющую, не было четких планов, программы действий, дисциплина практически отсутствовала. Восставшие были не боеспособным отрядом, а скорее анархической вольницей, это при том, что большинство имело боевой опыт в годы Гражданской войны. Важную роль в подавлении восстания также сыграли переговоры. Чекисты прибегли к угрозе, что если повстанцы не вернуться домой и не приступят немедленно к работе, то их семьи будут лишены пайков и не получат не грамма муки. Таким образом будут обречены на голодную смерть. Такой подлости и бесчестной игры простые крестьяне представить не могли, но для чекистов это было нормой.
Запугивания возымели силу, отряд покинула значительная часть бойцов. Теперь отряд повстанцев не представлял какой-либо серьезной угрозы для ОГПУшников. Это хорошо показало взятие Усть-Умлекана небольшим отрядом ОГПУ и неподготовленными комсомольскими активистами. Из 135 человек отряда Перелыгина, 101 добровольно сложил оружие.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.