Автор: Алия Хамидуллина, Asia-Plus
Еще несколько лет назад секонд-хенды в Таджикистане представляли собой малоприятные подвальные помещения, где для поиска чего-то приемлемого, нужно было перебрать завалы вещей со специфическим стойким запахом. Признаваться в том, что ты «шопишься» в секонд хенде, было чем-то постыдным. Но это было раньше. Сейчас, покупая одежду в секонд-хенд можно не только экономить, но и стать обладателем действительно качественной вещи, а не китайского ширпотреба.
Впервые термин second hand зародился в Англии. В 1943 году там открылся первый магазин поддержанных вещей. Состоятельные англичане отдавали туда свои вещи в помощь нуждающимся гражданам, которых во время войны стало очень много. Тогда понятие «вещи из вторых рук» носило больше благотворительный характер.
Позже эту тенденцию подхватили и обычные европейцы, складывая ненужную одежду в специальные «мусорные» корзины.
Сейчас магазины секонд-хенда не являются благотворительными - это обычный бизнес, который приносит своим владельцам доход.
Из комиссионки в современный молл
В Таджикистане данный сегмент рынка появился после развала союза и до сих пор продолжает существовать. Одежда поступает в основном из Германии, Италии, Польши и других стран Европы. Секонд-хенды функционируют в каждом крупном городе, где организована мелкооптовая торговля б/у одежды. В сознании таджикских поребителей секонд-хенды закрепились под репутацией «назаметного» от всех шопинга, которого нужно стесняться.
Сейчас, с развитием новых трендов ритейла, бывшие когда-то комиссионки трансформировались в современные моллы. И портрет нынешнего покупателя «секондов» - это не всегда малоимущий человек. Как оказалось, отовариваются там те, кто прежде ценит качество и оригинальность и проповедуют принцип разумного потребления. Такая же тенденция начала наблюдаться и в таджикском обществе.
Месяц назад на территории одного из крупных вещевых рынков Худжанда открылся целый торговый центр с названием Second Hand. Руководство магазина поставило перед собой цель сделать магазин модным и приятным местом, где можно купить себе недорогую винтажную вещицу, примерив ее в комфортабельной примерочной и при этом не задыхаться от стойкого запаха старья.
Рискнув открыться в то время, когда вещевые магазины переживают не лучшие времена из-за всемирного экономического кризиса, Second Hand стал местом притяжения потребителей. Даже в вечернее время, а магазин работает до 20 часов, тут можно наблюдать перебирающих ряды одежды покупателей.
По словам работников центра, аудитория магазина самая пестрая: заходят и жители из районов, и пожилые люди, и респектабельные мужчины, и модная молодежь.
«Если утром и днем покупатели самые разные, то вечером, когда народу поменьше, заходят солидные мужчины, - говорит продавец Ольга. – И такой контингент покупателей явно пришел сюда не за экономией средств. Их привлекает, прежде всего, качество и оригинальность».
По словам продавцов, есть покупатели, которые приходят в магазин стабильно раз в неделю при обновлении товара. Частыми покупателями являются и целые семьи из районов. Есть те, кто закупает одежду для дальнейшей ее перепродажи в отдаленных кишлаках и селах. Много тут и молодых людей и девушек.
На вопрос, почему среди множества модных магазинов новой одежды, их внимание привлекают вещи из вторых рук, одна из молодых покупательниц ответила: «Я люблю магазины секонд-хенда, и считаю, что покупать одежду тут очень рационально. В них лишь один минус – она не новая. Но после пары стирок и ваша новая одежда становится уже не новой. Тогда смысл переплачивать? Во-вторых, что немаловажно, одежда тут уже прошла проверку временем и тест на качество. Я вижу, что на этом свитере нет катышек, значит это качественная вещь и не нужно покупать кота в мешке».
Louis Vuitton за 70 сомони
Обстановка в магазине на самом деле приятная и комфортная. Это не какое-то полуподвальное помещение с недостаточной видимостью, а светлый современный торговый центр. Для удобства покупателей в зале стоят мягкие диванчики и большой плазменный телевизор. И что самое важное, отсутствует тот самый специфический запах, который остается на одежде после ее обработки. И кстати, вопрос гигиены тут один из часто задаваемых.
«И это нормальный вопрос, ведь мы не знаем, кто был обладателем той или иной одежды, - отмечает руководство магазина. - В нашем случае вещи обрабатываются перед отправкой на специальных установках с использованием дезинфицирующего газа, безопасного для здоровья. Весь процесс дезинфекции занимает в среднем 20 часов при температуре 20-25 градусов. В таком случае у грибков, паразитов и бактерий не остается ни малейшего шанса выжить. После тщательной обработки товара дезинфицирующее средство полностью испаряется и улетучивается в течение 2-3 часов. Вы чувствуете, как пахнет одежда? Приятный запах, правда? У нас даже покупатели интересуются, какой порошок мы используем».
Вещи аккуратно развешаны на вешалках по категориям. На табличках указаны цены за килограмм: одежда – 160 сомони, предметы быта – 120, обувь – 110. Весы стоят в каждом отделе. В среднем, брендовое платье можно приобрести за 70 сомони. В ассортименте не только одежда бывшего употребления. Тут можно найти и новую вещь с этикеткой.
«Как правило, новую одежду раскупают очень быстро, - рассказывают продавцы секонд-хенда. - Также у нас не залеживаются кожаные обувь и куртки. Их просто смели у нас в первые дни. Некоторая обувь была заметно поношенная, и мы боялись, что такую не купят. Но ее купили очень быстро и со слов покупателей, такую обувь они проносят дольше новой не кожаной».
Еще одним преимуществом секонд-хендов для таджикистанцев является выбор одежды больших размеров. Найти такие вещи на местных рынках и магазинах достаточно сложно, не говоря уже о разнообразии выбора. Продавцы отмечают, что завсегдатаями магазина являются полные люди, особенно мужчины.
«Одежда – это всего лишь одежда, а не показатель достатка»
Мы спросили у таджикистанцев, как они относятся к одежде из секонд-хенда и влияет ли размер кошелька на выбор того или иного магазина. Ответы были самые разные.
Было много положительных отзывов.
«Меня больше всего раздражают продавцы элитных бутиков. Они судят покупателя по одежде. А я никогда не гонялась за модой, люблю практичную и удобную одежду, и считаю, что траты должны быть разумными. Мы с дочерью очень любим посещать магазины секонд-хенда в разных странах и там никто не посмотрит на ваш внешний вид. Недавно зашли в один из местных модных бутиков и тут же заметили оценивающий взгляд продавца. Видимо мы с дочерью были одеты не по моде. Но вы бы видели их вгляд, когда при выходе из магазина мы сели в наш недешевый джип. На самом деле все относительно. И одежда – это всего лишь одежда, а не показатель достатка».
«Нормально отношусь. В свое время столько там необычных вещей приобрела. Игрушки музыкальные здесь такие не купишь и не найдешь, пряжа новая. Можно встретить и новые вещи, платья красивые, обувь брендовая. Ну это если повезет».
«Раньше часто покупали, особенно детям. Сейчас как-то меньше. Недавно пару недель назад неожиданно в секонд хенде наткнулась на огромный выбор носков с красивыми рисунками по 5 сомони. Набрала конечно. Куртку довольно красивую подобрал супруг, но по цене не сошлись: упертые такие эти продавцы, торгуются до «победного».
«В 2013 году купила я джинсовую курточку из секонд хенда. Решила ее постирать и перед стиркой как обычно стала проверять карманы и нашла там 50 евро. Вы не представляете, как я была счастлива! Как раз на тот момент нужны были деньги для утренника ребенка. И с тех пор я стараюсь хоть раз в месяц что-то купить из секонд хенда, чтобы в карманах найти что-то интересное! Это своего рода азарт получается!!!»
«Мы все в детстве носили вещи своих братьев, сестер, родственников, так как обувь и одежда были качественными и неубиваемыми. В советское время были комиссионные магазины, где продавали не только б/у, но и новые вещи по низким ценам».
Оказались и те, кто не решаются к подобного рода покупкам.
«Не одеваю чужую одежду, а детям тем более не одену. Даже когда подруги одевают мои вещи, назад уже не беру. Брезгую очень сильно».
«Я тоже о карме и энергетике... вдруг с покойника сняли, мало ли((( Не решилась бы купить».
«Думаю, если для работы мужчинам на стройке или на производстве, то уместно. Ну, или для дома, десять раз перестирав».
«Раньше спокойно брали и носили, потому что жили тяжело, да и качественные вещи часто там. А сейчас ради интереса бы прошлась, но купить что-то решилась бы в крайнем случае».
Так или иначе, шопинг в секонд-хендах становится мировым трендом и модой. Представители молодого поколения, блогеры и известные личности не просто не стесняются говорить о покупках б/у. Они с удовольствием хвастаются обновками и дают дельные советы, как купить что-то эксклюзивное за приятные деньги.
Эксперты считают, что крупным брендам стоит активнее включать элементы так называемой экономики совместного потребления в свою деятельность. Ведь вопросы экологии, минимизации отходов и загрязнения окружающей среды становятся одним из основных приоритетов развития бизнеса.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.