Томас Кэвендиш, герой нашего сегодняшнего рассказа родом из Англии XVI века, богат, образован и безумно увлечен морской романтикой. Время было такое – каждый маленький мальчик на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» неизменно отвечал «Моряком!». Новые земли, несметные сокровища, приключения, слава, женщины! Хотя нет, с женщинами у моряков туго, да и сокровища попадаются не каждому, но вот приключения и слава – это точно есть!
Отучившись два курса в Кембридже, Томас решает бросить колледж и поступить на службу в английский флот и получает там бесценный опыт грабежа испанцев во славу королевы. А тут ещё Френсис Дрейк вернулся из успешной кругосветки с астрономическими богатствами и славой – очевидно же, что надо собирать свою экспедицию.
Двадцатипятилетний Томас снаряжает три корабля, нанимает 120 человек экипажа и отправляется в путь. Основные цели – сбор информации, нанесение на карту островов, проливов и течений, ну и грабёж, конечно же, куда ж без него.
И первая остановка – португальская Сьерра-Леоне в Африке. Тут Кэвендиш сразу определяется со стилем своей экспедиции – надо разграбить всё, что можно, что нельзя разграбить – сжечь, военных убить, а мирных… Да тоже убить, что ещё с ними делать? Погнали скорее, нам ещё испанцев в Тихом океане грабить. И они погнали.
Через Атлантику они прошли без приключений, но в Магеллановом Проливе их ждал сюрприз – три года назад испанский король Филипп отреагировал на нападения Дрейка и распорядился поставить в проливе форт, который перекроет ворота из Атлантики в Тихий для клятых англичан. Испанцы построили Город Короля Филиппа с крепостью в самом узком месте пролива, оставили в нём гарнизон, колонистов, еды на восемь месяцев и уплыли довольные. Как тебе такое, Френсис Дрейк?!
Но Сэр Френсис Дрейк не смог оценить их усилий, зато оценил Томас Кэвендиш – когда он приблизился к форту, то обнаружил на берегу нескольких оборванцев, умирающих от голода. Они рассказали ему, что, оказывается, местность тут не предназначена для земледелия – шторма и дожди уничтожают посевы, агрессивные местные племена не дают нормально сеять и охотиться, а рыбы тут мало и ловить её крайне тяжело. Поселенцы сказали, что, когда большая часть поселения померла с голоду, они зарыли пушки и покинули город, отправившись на восток, где и встретили экспедицию Кэвендиша. Они умоляли забрать их с собой куда угодно, лишь бы подальше от этого проклятого места. Томас согласился, а колонисты за это показали, где они закопали пушки. Установив новые орудия на свои корабли, экспедиция покинула заброшенный мрачный город, который Кэвендиш на своих картах отметит как Порт Голод (он, кстати, называется так до сих пор).
Более полугода эскадра Кэвендиша терроризировала западное побережье Южной Америки – с переменным успехом нападала на испанские корабли и порты. Те, кто играл в Корсаров, знают, что от таких действий резко уменьшается экипаж, а так как набрать рекрутов было негде (до ближайшей дружественной таверны несколько тысяч миль), то Кэвендиш принял волевое решение – затопить самый маленький корабль, а матросов распределить по оставшимся двум.
И вот, с оставшимися двумя кораблями наш герой караулит манильские галеоны, которые переправляли богатые грузы от испанских колоний на Филиппинах в Калифорнию. Тихий океан в то время считался «Испанским Озером» - Испанская Корона безраздельно правила этими водами. Торговые суда чувствовали себя, как дома, поэтому эти галеоны были спроектированы так, чтобы взять побольше груза и защититься от штормов, а вот их военные качества оставляли желать лучшего.
Поэтому, когда эскадра встретила один из таких галеонов - Санту Анну, Кэвендишу не составило никакого труда захватить её: выстрел ниже ватерлинии и команда выбрасывает белый флаг. Санту Анну берут на абордаж, а там… А там золото, шёлк, драгоценные камни, специи, да в таком количестве, что места в трюмах кораблей не хватит, даже если выгрузить всю еду, воду и порох! На радостях, Кэвендиш высаживает уцелевший экипаж галеона на берег, даёт им досок, парусины и еды, чтобы они построили себе палатки и продержались первое время. Его команда тем временем выпотрошила трюмы Анны, смогла забрать примерно половину, а остальное, смахивая горькие слёзы жадности, подожгла вместе с галеоном. Томас Кэвендиш, радостно хохоча, уплывает на заметно потяжелевших кораблях в закат, а испанцы остались на берегу смотреть, как горят их надежды на лучшую жизнь.
Корабль горит, испанец плачет, но он не мог поступить иначе!
Так, подождите, или мог?
Реально ли доплыть с берега до горящего корабля и потушить его, не имея ни лодок, ни пожарного оборудования? Вот так вот вплавь догрести, вскарабкаться на борт и ковшичками залить пылающий такелаж? Конечно можно, если это твой единственный шанс попасть домой, а в трюмах всё ещё лежат товары на миллионы денег! Себастьян Вичиано – самый храбрый из тех испанцев – тоже так считал и с несколькими отчаянными парнями таки доплыл и таки потушил! А дальше в ход пошли доски и парусина, которые англичане отдали им из жалости (ну и ещё потому, что им надо было освободить трюмы под более важные вещи). Товары выгрузили, галеон кое-как починили и он даже смог добраться до Мексики и сообщить координаты оставленного на берегу груза. За такую отчаянную храбрость их даже не стали ругать за потерю половины груза, а Себастьяна сам король Филипп наградил повышением до главного штурмана следующей экспедиции.
Но Томас Кэвендиш всех этих подробностей не знал, он проснулся следующим утром, восхищаясь собой и тем, как он переиграл и уничтожил Испанскую Корону. Но оказалось, что маэстро Кэвендиша переиграли самого – его флагман плыл на запад в одиночестве, а второй корабль, гружёный шелками и специями, тихонечко свалил. Позже никаких следов этого корабля найти не смогут, скорее всего, он или затонул или экипаж продал груз и безбедно чилил до старости в какой-нибудь колонии, теперь мы этого никогда не узнаем.
Но даже с одним кораблём Кэвендиш добрался до Плимута победителем – рекорд по скорости кругосветки (2 года и 50 дней), рекорд по количеству вернувшегося экипажа (50 человек из 120), ценные картографические сведения, ну и конечно же, полные трюмы испанского золота и дорогих грузов.
Но, несмотря на эти рекорды, Томас так никогда и не сможет достичь славы Дрейка, о чём он очень сильно переживал. Он не поднялся от сына фермера до любимца королевы, испанцы не дрожали от страха от одного только его имени, в честь него не называли ни проливов, ни островов, ни даже сыновей. По тавернам не шептались про его сверхъестественные способности и договоры с дьяволом. Успешный пират, совершивший третье в истории кругосветное путешествие – так его запомнят потомки.
Увы и ах, Дрейк был всего один.
Хотя, может быть, это и к лучшему.
Автор - Илья Копосов