Найти тему
Сова-Психолог

Невеста и невестка: почему избранница должна быть "неведомая" и издалека

Оглавление
Крепостной художник Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г.
Крепостной художник Михаил Шибанов, «Празднество свадебного договора», 1777 г.

Идея, что на своих не женятся, очень давняя. Тогда еще не знали про генетику и близкородственные связи, но интуитивно понимали: на соседке жениться нельзя.

  • "За тридевять земель, в тридесятом царстве"...
  • "Ищи свою милую, иди куда глаза глядят"...
  • "Эх, Иванушка, рано ты мою шкуру сжег, ищи теперь меня в кащеевом [подземном] царстве!"
  • "три пары сапог железных истоптал, три хлеба каменных изглодал", тогда нашел...

Почему же невесту искали так далеко? Зачем такие сложности брачующимся? Не проще ли взять в жены подругу детства, юности, соседку?

Свадебные традиции: по невесте плачут

Невеста, не-весть-кто, неведомая, незнакомка – та, кто формально (как считалось) не просто уходит в дом мужа. Она, по поверьям, умирает в качестве девушки (девы), и возрождается в рамках семьи мужа.

Поэтому появились такие обряды, как переносить девушку через порог. Под порогом, согласно Софье Залмановне Агранович, "жили" предки. Невеста должна была перейти из "того" (внешнего, наружного) мира в этот (мир семьи, дом мужа).

И вот представьте, что в такой ситуации жених выбирает барышню по соседству.

Она должна бы "исчезнуть" не весть куда, стать невестой, чтобы прийти в род и дом мужа.

Родители и подружки должны ее оплакать.

А вместо этого к соседу, мужу своей дочери, то и дело прибегает теща. "Одалживает" дочку на работы. Требует помощи и поддержки. Разве это дело для новой семьи? Ведь рабочая сила и создательница новой жизни (ребенка) должна работать на благо семьи мужа!

Это, так сказать, прагматический взгляд. А есть еще и мировоззренческий!

"Горизонтальная" и "вертикальная" картина мира

Это сейчас могут говорить про "богом данных" супругов, а любовь людям "дана свыше". Это последствие "вертикальной" картины мира. К ней мы пришли позже.

Кстати, с "вертикализацией" нашего мировоззрения связана и идея мирового древа (Иггдрассиль, у Лукоморья дуб зеленый).

А до того мы делили мир на "тот" и "этот" горизонтально.

Там, за рекою, за горою. За дорогой, за полем, за лесом. Короче, далеко.

И именно "там", которое "не здесь", и есть мир мертвых. Здесь – мир живых и своих. На своих, земных, не женятся. А вот как раз из неведомого "оттуда", из потустороннего мира, должна прийти в дом невеста, неведомая...

А взять в жены девушку-соседку или из своего села – позор и практически поражение. Мол, слабенький, не осилил сходить в "тот" мир и найти ЕЁ...

Из мультфильма "Иван царевич и Серый волк": "Ты что такое говоришь! Где это – там, которое не здесь? У нас все здесь, даже воон там – тоже здесь!" (с)
Из мультфильма "Иван царевич и Серый волк": "Ты что такое говоришь! Где это – там, которое не здесь? У нас все здесь, даже воон там – тоже здесь!" (с)