Найти в Дзене
С Богом по жизни

1 Коринфянам 11 о покрывании головы

Оглавление

В греческом обществе статус женщины менялся в зависимости от времени и места, но чаще всего женщина занимала более низкое положение, нежели мужчина. Женщины в своей массе не получали образования, разве что их учили, как вести хозяйство; они не принимали участия в политической жизни и являлись собственностью мужчин, будь то роль жены, любовницы или рабыни. Римлянки пользовались большей свободой, особенно в последние дни республики и далее, а к началу христианской эры их положение в обществе во многом сравнялось с положением мужчин.

На фоне этого исторического неравенства Павел, следуя примеру Иисуса, благовествует как мужчинам, так и женщинам. Он проповедует Лидии и другим женщинам в Филиппах (Деян. 16:13), знатным македонянкам в Фессалонике (Деян. 17:4) и Верии (Деян. 17:12). В своих письмах он шлет приветствия и мужчинам, и женщинам (Рим. 16; Флм. 2). Дважды он приветствует неразлучную пару, Прискиллу и Акилу, упоминая Прискиллу первой (Рим. 16:3, 4; 2 Тим. 4:19 - см. Современный Перевод). В Рим. 16 Павел приветствует восемнадцать мужчин и одиннадцать женщин, называя их по именам. В своих письмах он также упоминает Лоиду и Евнику (2 Тим. 1:5); Еводию и Синтихию в Филиппах, “подвизавшихся в благовествовании вместе с [ним]” (Фил. 4:2, 3) и Хлою из Коринфа (1 Кор. 1:11). Именно от домашних Хлои, вольноотпущенников или рабов, Павел узнал о проблемах в коринфской церкви. Поэтому следует помнить, что Павел, когда указывал коринфянкам носить покрывала, вовсе не подписывал обвинительного приговора всем женщинам подряд.

ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ

Существует несколько факторов, которые затрудняют понимание 1 Кор. 11. Первая сложность заключается в том, что мы не знаем обычаев того времени и вообще древнего мира так, как нам хотелось бы. Поначалу бытовало твердое убеждение, что в древности практически везде женщины в общественных местах носили покрывала. Эта мысль повторяется в самых разных толкователях. Однако в настоящее время мнения специалистов по данному вопросу кардинально разделились, особенно в отношении головного убора женщин древней Греции. Мы находим свидетельства того, что не всегда гречанке предписывалось обязательное ношение покрывала на людях. Иногда встречаются подробные описания женщин, участвовавших в торжественных процессиях, и в них нет ни слова о покрывалах. Императрицы и богини изображаются без покрывал.

В то же время Плутарх в своих работах, датируемых концом первого века нашей эры, рисует нам иную картину. Он пишет, что в Спарте девушки появлялись в общественных местах с непокрытой головой, а замужние женщины покрывали голову. Он однозначно утверждает, что было в обычае для женщин выходить из дому с покрытой головой, а для мужчин - с непокрытой. Однако в той же связи он пишет, что прежде женщинам вообще не позволялось покрывать голову. В этом же отрывке Плутарх говорит, что мужчины обычно стригли волосы, а женщины их отращивали.

Высказывания Плутарха о ношении женщинами покрывал подтверждаются, так сказать, всеобщей практикой на Востоке. В Тарсе женщина, выходя на улицу, тщательно закутывалась в покрывало. В Иерусалиме женщине полагалось носить два головных покрывала, а если она выходила без покрывала, то ее муж имел право и даже был обязан выгнать ее, потому что такое поведение считалось  нескромным. Дальше на восток, в Ассирии, это правило было еще строже: женщины носили покрывала, а блудницы под страхом смерти всегда должны были ходить с непокрытой головой.

Второе затруднение состоит в том, что у нас нет достаточных данных о конкретных проблемах в коринфской церкви. Тамошние христиане написали Павлу и задали ему какие-то вопросы (1 Кор. 7:1). Он начинает отвечать на эти вопросы с главы 7; ключ же к ответам Павла - в предлоге “о” (7:1; 8:1; 12:1; в Современном Переводе читаем: “Что же касается...”). По этому ключу мы можем собрать по кусочкам кое-какую информацию о содержании этих вопросов, однако все, что у нас есть, это ответы Павла, которые можно понять лишь косвенно. Ситуация напоминает телефонный разговор, когда слышна только одна его сторона. Коринфяне задали Павлу целый рад вопросов. У нас нет их письма, и, если взять наш пример с телефоном, это значит, что мы не слышим их сторону разговора. Мы можем слышать только Павла, а его слова часто касаются тех предметов, о которых мы ничего не знаем. Этим и объясняется трудность для понимания отрывка о покрывалах.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ПАВЕЛ

С 1 Кор. 11:2 начинается новый раздел, в котором речь заходит о богослужении. Последняя часть этой главы однозначно говорит о публичном богослужении, и мы видим тесную связь между словами “хвалю вас” в стихе 2 и “не хвалю вас” в стихе 17. Кроме того, стихи 4 и 5 говорят о молитве и пророчествовании - действиях, которые обычно происходили в собрании. Если мы слышим одну сторону разговора и в какой-то степени догадываемся, что говорится на другой его стороне, то можно попробовать восстановить кое-что из той ситуации, которая существовала в Коринфе. Мужчины и женщины в Коринфе были наделены сверхъестественными дарами Святого Духа (1 Кор. 12:4-31). Среди них был дар пророчества, который позволял передавать другим полученные от Духа учения. Женщины тоже могли пророчествовать. Должны ли они были использовать свой дар пророчества в присутствии мужчин? Если да, то должны ли они были передавать божественное послание из-под покрывала или же могли воспользоваться свободой во Христе, снять покрывало и свободно пророчествовать среди тех, кто составлял единую Божью семью? Коринфяне задали Павлу приблизительно такие вопросы либо в письме, либо через домашних Хлои. Эти вопросы были важными как для коринфян, так и для Павла, потому что древний мир смотрел на стиль одежды как на показатель национальных обычаев и нравственных устоев. Каким бы ни был обычай, древние люди старались скрупулезно соблюдать его.

Павел ясно говорит коринфянам, что на публичном собрании их женщины должны носить покрывала. Это значит, что те обычаи, о которых писал Плутарх в конце первого века, по всей видимости, соблюдались и в Коринфе. Вряд ли бы он говорил с такой силой, если бы в том обществе считалось нормальным для женщин стричь волосы и молиться с непокрытой головой. Доводы Павла можно выделить в четыре группы.

1. Теологический

Этот довод назван “теологическим” потому, что он тесно связан с Богом. Павел начинает с Христа, затем идет вниз и говорит о мужчине и женщине, а затем вновь поднимается к Богу. Павел употребляет слово “глава”: “…всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог” (ст. 3). “Глава” означает либо “первопричину, начало”, либо “превосходство, высшее положение”; последнее подходит лучше, потому что Писания нигде не учат, что Бог является первопричиной Христа. Зато Христос изображается занимающим подчиненное по отношению к Богу положение: это та подчиненность, на которую Он пошел, став человеком. Так и женщина (или, возможно, жена, если Павел говорит только об отношениях между мужем и женой) подчинена мужчине. Павел учит, что Христос стоит над мужчиной, мужчина - над женщиной, а Бог - над всеми. Так как покрывание головы являлось знаком подчинения, Павел рассуждает, что для мужчины позорно надевать на себя покрывало, а для женщины позорно быть с непокрытой головой. Если женщина не хочет носить покрывало, говорит апостол, то ей ничего не будет стоить остричь или даже сбрить свои волосы, что в Коринфе было символом бесстыдства. Павел продолжает свои теологические рассуждения в стихах с 7 по 9. Подчиненное положение женщины является частью порядка творения. Мужчина есть образ Бога и отражение Его славы; и мужчина, подобно Богу, является носителем власти. Женщина отражает славу мужчины, потому что создана из его ребра и предназначена для него. Последняя фраза означает, что женщина должна быть ему помощницей, а не рабыней или собственностью.

2. Ангелогический

Женщина должна была покрываться “для [в разных переводах еще ‘из-за’ и ‘ради’] ангелов” (ст. 10). Это дополнительный довод, приведенный в заключение к теологическому. Мы вернемся к нему позже.

3. Социологический

Этот довод можно назвать “социологическим” потому, что он имеет отношение ко всему обществу. В стихах с 13 по 15 Павел призывает их самих решить, что прилично и достойно в Коринфе. “Судите сами (см. 10:15), - говорит он, - как вы считаете: правильно это или нет, чтобы женщина молилась с непокрытой головой? Разве это не определено природой, чтобы мужчина носил короткие волосы, а женщина длинные? Если женщина носит длинные волосы, то разве это, само по себе, не показатель того, что ей следует покрываться в собрании?”

4. Церковный

Это последний довод Павла, обращение к установившемуся порядку в церкви: “А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии” (ст. 16). Это не может означать: “Если у кого-то этот вопрос вызывает желание поспорить или вызвать смуту, то просто перестаньте его обсуждать”. Павел не стал бы так долго рассуждать о покрывале для женщин, чтобы затем прервать тему одной фразой. Так же маловероятно, чтобы это означало: “Если кому-то еще хочется поспорить об этом, то помните, что ни мы, ни церкви не имеем обычая спорить”. Его намерением здесь было не столько осудить споры, сколько дать дополнительный ответ на любые возможные возражения. “Если возникнут еще какие-либо возражения по поводу ношения женщинами покрывал, - как бы говорит он, - то я бы хотел добавить, что ни апостолы, ни церкви не поступают иначе”.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Давайте рассмотрим некоторые из тех вопросов, которые вызывает учение Павла. Кратко рассмотрев их, мы лучше разберемся в этих проблемах.

1. Говорит ли вообще здесь Павел о покрывале?

Существует несколько мнений. Одно состоит в том, что покрывало - это длинные волосы, что волосы даны женщине вместо (греч. анти) покрывала. Греческое слово анти обычно означает замену; это может указывать на то, что женщине следует иметь длинные волосы в качестве покрывала, и ничего более. Однако это не согласуется со стихами 5 и 6. Если покрывалом являются просто длинные волосы, то нет нужды спорить о том, что быть непокрытой - все равно, что быть обритой. Это свело бы довод Павла к простой банальности.

Другая точка зрения состоит в том, что покрывало означает определенную прическу. Женщина считается покрытой, если ее волосы заколоты на голове, если же они не прибраны и распущены, то о ней говорят, как о простоволосой. Эта точка зрения основывается на том, что греческая фраза в стихе 5 буквально означает “свисающие с головы”. Однако в этом случае не учитывается убедительность такой же конструкции у Плутарха, которая недвусмысленно означает “покрывать голову” каким-либо покрывалом. Вот почему разные словари и переводы сходятся на том, что в этом отрывке имеется в виду покрывало на голове.

2. Каково значение фразы в стихе 10: “...должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов”?

Это высказывание чрезвычайно трудно для понимания. “Знак власти”, по всей вероятности, означает, что покрывало символизирует подчиненное положение женщины. Но почему это необходимо “для ангелов”? Вероятно, потому, что ангелы, стоящие на защите божественного порядка сотворения, изображаются как присутствующие на богослужениях (см. Пс. 137:1, где под “богами”, как считают некоторые, подразумеваются ангелы). В пользу этого говорят параллельные места в кумранских рукописях.

3. Не противоречит ли это учение Павла его наставлениям в 1 Кор. 14:34 (“Жены ваши в церквах да молчат...”) и в 1 Тим. 2:12 (“Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии”)?

Нет, потому что в тех отрывках он говорит о том, что женщины в собраниях должны молчать, а в этом стихе - о подчиненном положении женщин в собрании. Но разве в 1 Кор. 11:5 не сказано о молении и пророчествовании женщин? Да, но там Павел говорит о дарах Духа. Даже когда женщина молилась или пророчествовала под воздействием Духа, ей следовало это делать с покрытой головой.

4. Как учение Павла о ношении покрывал относится к нам сегодня?

На мой взгляд, никак. В том обществе присутствие коринфских женщин в церкви с непокрытой головой было шокирующим и постыдным, - настолько неприличным, что приравнивалось к появлению в обществе с обритой головой, как это делали проститутки. Но сегодня в большинстве стран мира появление женщин в обществе без покрывала или с остриженными волосами никого не шокирует и не считается аморальным. “Приветствуйте друг друга с целованием святым” (Рим. 16:16) - обычай, который со временем изменился, и здесь Павел говорит еще об одном обычае, который в нашем обществе потерял смысл.

5. Относится ли учение Павла о длинных и коротких волосах к нам сегодня?

Конечно, всегда возникает вопрос, какой длины волосы считать длинными и какой - короткими. Это все относительно. Следует помнить, что даже Павел относит этот вопрос к области социологии. Свой довод в целом он строит на том, что сами коринфяне считали правильным и подходящим. Павел спрашивает: “Не сама ли природа учит вас?” - подразумевая при этом естественные чувства, а не естественные законы. Это согласуется с доводом по типу “рассудите сами”. И, хотя сегодня мы можем иметь сильные убеждения относительно длины волос и т.п., было бы неверно использовать социологический довод Павла (в связи с тем обществом) и навязывать его современным людям как моральную обязанность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ситуация в Коринфе (и связанные с этим учения Павла) во многом не поддается точному определению. Трудно ехать по дороге, на которой почти полностью отсутствуют дорожные знаки, но некоторые истины все же ясны. Христианство пришло не для того, чтобы сделать женщину бесполым существом. Оно возвышает и облагораживает ее как женщину. Да, во Христе нет ни “мужеского пола, ни женского”. Полностью этот отрывок звучит так: “Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28). Павел признает внешние различия иудея и грека. Он делает различие между хозяином Филимоном и рабом Онисимом. Здесь же Павел говорит коринфянам о том, чтобы они соблюдали различия между мужчинами и женщинами. Он аргументирует не только с позиции социологии, но также и теологии, снова и снова обращаясь к порядку сотворения. Порядок сотворения, в отличие от обычаев, всегда и везде в силе. Между мужчинами и женщинами есть внешние различия, и эти различия никогда не должны затушевываться. Однако во Христе - в духовном смысле - все едины. Христианство сближает людей.

Женщина | С Богом по жизни | Дзен