Найти тему
Ольга Осипенко

Я хочу, чтобы мои дети развивались как дети 60-80х годов СССР

Когда я объясняла маме, чему учат на курсах педагога раннего развития и реджио -педагога, она сказала, что эти подходы не новы. У моих родителей в детстве были такие условия, которые я мечтаю создать для своих детей - с безграничным творчеством, любознательностью, подвижными играми и минимумом готовых игрушек.

Современные условия загнали мам в тупик. Мы не можем выпустить ребёнка одного поиграть во двор с друзьями. У нас слишком большие дома, чтобы легко образовывать компании детей, знать соседей и доверять им. Особенно если переезжаешь не в новостройку, где нет компании новоиспеченных мам.

Мы не можем ограничить детей в игрушках. Я пыталась не покупать ничего сверх меры, все равно общество потребления - наша реальность, которой сложно противостоять. Что-то дарят друзья, родственники, что-то малыш увидит на улице у других детей и попросит. В итоге все равно появляются кучи игрушек и игр, которые он не ценит. И которые не развивают его воображение.

Отсутствие бабушек, дедушек, родственников, которые живут рядом и каждый день могут общаться с внуком- делают из детей «прилипал» к маме и телевизору. Ведь мультики - единственная возможность отдохнуть родителям и сделать какие-то дела. Поэтому дети в целом малоподвижны (по сравнению с тем, как им положено двигаться в раннем возрасте).

Единственный ребёнок в семье (а это тоже очень распространено) не умеет играть в коллективе. Благо, есть детские сады. Но из-за болезней малыши начинают их полноценно посещать годам к пяти. 

Когда я стала изучать детскую психологию и педагогику, поняла, что хочу организовать детям нормальное пространство для развития-чтобы у них было много игрушек из бросовых материалов (к примеру, чтобы фантазия ребёнка  позволила сделать огромное количество игрушек, допустим, из палки и картона). Хочу научить детей подвижным и командным играм, потому что даже к моему детству осталась только часть полезных с точки зрения нейропсихологии игр.

Конечно, большинство из этих игр не для дошкольников, но, думаю, сейчас и в школе дети могут быть так загружены или, наоборот, зависать за гаджетами, что и не знают о таком способе досуга, как командные игры.

Перечислю некоторые: прятки, казаки-разбойники, штандер, кондалы, лапта, резиночка, прыгалки, ножички, классики разных видов. Все эти игры здорово прокачивают мозг. Они подвижные, на понимание своего тела, на внимательность, сообразительность, работу в команде. В прошлом году писала статью отдельно про дворовые игры, можно почитать тут

Я иногда вижу во дворе детей 8-12 лет, которые играют в прятки и догонялки. Но чаще они сидят в телефонах даже на улице.

И когда этот вопрос я обсудила с родителями, то поняла, что их детство и условия развития были максимально приближены к идеальной среде с точки зрения детской психологии, нейропсихологии. 

Как говорят специалисты (логопеды, неврологи)-сейчас небывалое число детей с задержкой развития и развитием речи в частности. Я вижу причину как раз в этих ограниченных для детского развития  современных условиях жизни. Хотя, по идее, мы сейчас ничем не ограничены. К тому же, в предыдущие 20 лет была мода на сверхраннее развитие и обучение.  Когда считалось, что уже «годовасику» нужно заниматься по пособиям, учить буквы (и русские, и английские), при этом сидя за столом, а не в игре. Частные сады до сих пор в своём расписании не учитывают свободную игру, которая должна составлять 6 часов в день!

То есть, вывод с ноткой абсурда - мы (родители) сами усложнили себе жизнь, а теперь платим деньги за педагогические курсы, чтобы научиться  упрощать жизнь себе и своему ребёнку) И помогать своему малышу проживать настоящее счастливое детство.