С мясного ряда начался пожар*.
Торг запылал. И ветер, поддавая,
Бросался искрами, по городу бежал,
Разбойником свистя и завывая.
.
От Торга первым закричал набат.
Потом другой... Четвёртый... С Полонища...
И знойным маревом охваченный посад
Мгновенно превращался в пепелище.
.
Огонь как хищник город пожирал.
Трещали балки, падали стропила.
Метались люди. Плавился металл.
В пылающих хлевах скотина билась...
.
Стон ужаса над городом стоял.
Спасал народ, кто рухлядь, кто родного.
Один сосед избёнку заливал,
Другой тащил, что было дорогого.
.
Отчаявшись найти защиту свыше,
В огонь несчастный запустил иконой,
И, не надеясь уж, что небо их услышит,
Колокола хрипели обречённо...
.
А ветер пламя нёс, как паруса.
Горели избы, терема и повалуши.
И вместе с дымом уплывали в небеса
Когда-то важные дела, надежды, души..
Пожары были часты. Они были всегда. А сокрушительных, когда Псков выгорал полностью с XIII по XVIII века, – 16. Подробно, какие, можно посмотреть по ссылке ниже **.
И не удивляют эти сведения, если учесть, что город строился из дерева. Кроме самих домов и улицы мостили деревом, по обе стороны тут же бревенчатый частокол у каждого дома. А, судя по раскопкам, застройка была плотная, улочки узкие.
“Не селились люди как прямее, а строились как ладнее... Уважая и любя соседа, пристраиваются к боку и сторонкой, так, чтобы его не потеснить и потом жить с ним в миру и согласии: не всегда в линии, как в хороводе, а отчего же и не в россыпь? Должно строиться так, как велят подъемы и спуски земли, берега рек и озер, лишь бы только всем миром или целой общиной”.
Известный беллетрист и фольклорист С. В. Максимов.
Страшные времена, конечно, военные, тут от пожаров не убережёшься.
Но ведь, обидно, и в быту огонь был везде:
- печки-каменки топились по-черному;
- бани, как же без них;
- свет по домам – лучиной;
- лампадки перед иконами;
- в церквях – свечи;
- у ремесленников: кузнецов, гончаров, литейщиков, серебряников.
Само собой могли спровоцировать несчастье и праздники, увы.
А что творила засуха:
Сильнейшая засуха была летом 1430 года, “везде загорелися мхи и болоты, и от дыму погибали птицы, и дымом воняла рыба в водах”. В 1533 году была великая засуха - целых два месяца, июль и август: ключи и болота иссохли, горели леса, от смрада задыхались и птицы, и люди. Сильный пожар истребил в Пскове среднюю часть города с церквями.***
Данные из летописей, естественно.
При сильном ветре огонь перекидывался через реки. Горели и центр, и Завеличье, и Запсковье:
1682 год. “... И в бурю в городе на Пскове-реке в Примостье на воде пскович посацкий и всяких чинов люди, которые на пожару выносили на плоты всякие свои пожитки и те их пожитки на воде горели. И высокий мост весь згорел...” Последствия пожара были настолько велики, что царским указом псковичи на 3 года - до 1685 года - полностью освобождались от налогов.***
Беда ещё и в том была, что вслед за пожарами начинались грабежи. И об этом не раз сокрушались летописи. Приводить не буду. При желании можно тоже найти. Но тяжело это.
А в народе пожар уже принимался как кара небесная за грехи и взрослые иногда уже и не тушили, зная, что бесполезно. Спасали детей и имущество. А там... Царица Небесная поможет и Святая Троица.
Всегда искалась причина пожара. И почему-то, интересно, всегда находилась. И наказание бывало суровым. До 1510 года у Псковской вечевой республики был такой правовой документ – Псковская судная грамота, принятая вечем в 1462 году.
Так вот, тягчайшими преступлениями тогда были:
"татьба (воровство) из Крома, лошадиная татьба, "перевет"(переход на сторону врага) и поджог". За это “на вече казнили кнутьем”, а затем сжигали без всякого сожаления.***
Борьба с пожарами
В 1434 году Василий II Тёмный издал указы "о правилах пользования открытым огнём".
В 1493 году уже Иван III запрещает печей летом не топить, еду готовить на огородах.
С 1504 года создаются специальные сторожевые команды.
В 1550 году Иван IV заботу о предупреждении и тушении пожаров возлагает на стрелецкие войска.
С 1654 года за поджог не сожжение уже грозит, а виселица. В 1667 и 1675 годах заменили на ссылку.
Жителям городов вменилось в обязанность держать под рукой воду в кадках, крючья, топоры и веники. На каждые 10 домов необходимо было вырыть по колодцу для тушения возможного пожара. Были придуманы такие водоливные трубы вроде шприцов, которые стреляли водой на расстояние до 7 метров.
Насчёт стрелецких войск: назначался объезжий голова, в подчинении которого оказывались решёточные приказчики и стрельцы. Эта команда должна была периодически обходить городские концы и проверять, нет ли чего подозрительного в части противопожарной. При них имелось подходящее оборудование: бердыши, топоры, швабры, рогатины и такие водоливные трубы.
Кстати, А. Олеарий (немецкий путешественник) отмечал:
«При подобных несчастьях снаряжаются стрельцы и особая стража, которые должны действовать против огня, но огонь там никогда не тушат водой, а прекращают распространение его тем, что ломают близстоящие строения для того, чтобы огонь, потеряв силу, потух сам собою. Для этой же цели каждый солдат и ночной сторож должны носить при себе топор».
А секретарь римского посольства Лизек добавил:
«Чтоб не дать огню распространиться дома ломают вокруг, а если кто заплатит, чтоб сохранить дом, то стрельцы ставят щиты из бычьей кожи, беспрерывно поливая их водою, и тем заграждают дом от огня»
Петр I уже создал регулярную пожарную службу.
* В третьем часу ночи с 4 на 5 мая 1663 года в Пскове вспыхнул пожар в большом мясном ряду Нового Торга.
** Крупные пожары в Пскове XIV-XXI веков. (bibliopskov.ru)
***Л.А. Фролова Пожары древнего Пскова.
Если покажется интересным, отметьте пальчиком. Буду стараться развивать это направление. Подписывайтесь на канал , чтобы не пропускать новое. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать.