Про обучение можно говорить бесконечно. А про ошибки - еще дольше.
Школьные методы обучения сползли в "серую зону", где, по выражению 26-го президента США Т. Рузвельта, "Нет ни побед, ни поражений".
Там нет поражений, потому что нет попыток достижения. Достигать же "серые" не отваживаются, потому что бояться поражений.
Лучший из известных мне способов уловить суть - обнаружить подходящую метафору. Сейчас я поделюсь с вами одной, касающейся обучения и ошибок.
Прочность и трещина. Правильность и ошибочность
"Голова раскалывается от всего этого"
Или "трещит".
Выражения образные. Но, думаю, у вас такое случалось и буквально, когда вы "бились" над решением задачи. Не обязательно математической.
- Что сделать, чтобы голова не "раскалывалась" и "не трещала"?
- А что вы думаете о прочности металлов? Что приходит на ум, когда слышите слово "трещина"?
Вероятно то же, что приходило и мне, пока я не занялся прочностью металлов профессионально.
"Прочность и трещина - две вещи, плохо уживающиеся вместе".
Как и правильное обучение - с ошибками.
Не станете же вы спорить, что ошибки - абсолютно неприемлемая в школьном образовании вещь? За них снижают оценки, вызывают родителей и заставляют заучивать правильные определения.
Наизусть. Дословно.
Давят на психику по полной.
Зачем?
Чтобы хорошо учились. Но все получается наоборот, если верить статистике, а не заклинаниям чиновников от образования.
Почему?
Потому, что "интуиция" нас обманывает, ибо не приспособлена для жизни в современном мире. Чтобы обеспечить прочность металлической детали, необходимо обеспечить наличие в ней трещин.
- Много трещин.
- Очень много трещин.
- Очень много мелких трещин.
Алан Гриффитс обнаружил, что далеко не всякие трещины опасны. Более того: трещины - обязательное условие прочности.
Чтобы критически опасная трещина не разрушила деталь, нужно обеспечить наличие множества мелких, неопасных трещин, которые перераспределят между собой нагрузку. В результате ни одна из трещин не разовьется до критического, опасного размера.
И деталь не "затрещит", не "расколется".
Гриффитс показал это и расчетами, и экспериментально, создав современную науку: "механику разрушения твердых тел". Но сам принцип был известен и раньше. Помните притчу о "толстой ветке и венике, сделанном из множества мелких прутьев"?
Веник - та же идея "на пальцах".
Кажется, что Природа повсеместно демонстрирует принцип^
- "теряй в малом - побеждай в большом".
- "Создавай слабости в малом, чтобы обеспечить прочность в крупном".
Я живу рядом с крупным московским парком, в котором есть несколько водоемов. Летом я в них купаюсь, а зимой гуляю по ним "аки посуху". И, случись мороз крепче минус 15, слышу "выстрелы". Трещит лед, по которому я, сокращая путь, иду.
Но трещит лед не от моего веса, а от внутренних напряжений. И, как я объяснил сыну, лед как бы говорит нам:
"Гуляйте, дорогие товарищи, безбоязненно, ибо только что мне удалось, пустив небольшую трещину, избавиться от напряжений. И потому не сломаюсь я, не тресну, и не провалитесь вы под меня".
Если присмотреться, то на поверхности толстого льда можно обнаружить множество трещин, благодаря которым ледяной покров крупного водоема сохраняет целостность.
Не трещит и не лопается.
Что же сказать про ошибки в обучении? То же, что про трещины и прочность.
Без трещин невозможно обеспечить прочность, без поражений не бывает побед, а без ошибок невозможно продвигаться в понимании, невозможно учиться.
На этом метафора заканчивается
А для "добрых молодцев" (и девиц), решивших подключиться к обучению своих детей, приходит время задуматься о том,
- что происходит в школе?
- Почему происходит?
- И к чему ведет.
Как нужно учить, почему нужно стимулировать ребенка думать, то есть "ошибаться".