Найти тему

Таврели - древнерусские шахматы

Ознакомительная статья на 70 секунд с книгой Ивановский В., Свирин О. «Древнерусские шахматы таврели» (2011г). Предисловие к этой книге написал великий Анатолий Карпов.

Детский турнир
Детский турнир

Эта старинная интеллектуальная игра, напоминающая всем известные шахматы. Однако при внешнем сходстве есть и весьма существенные отличия. Таврели гораздо сложнее и интереснее, чем индийские шахматы. Они учат мыслить в трехмерном пространстве, дают возможность планировать головокружительные игровые комбинации, вести шахматную баталию, словно полководец, командующий армиями в генеральном сражении. Эта удивительная игра, в которую с увлечением играли еще в незапамятные времена, сегодня стремительно набирает популярность у людей всех возрастов.

История русских шахмат, которые в старину назывались таврелями (от тюркского слова «тавро» — клеймо, изображение), тесно переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусством древних славян. Археологи уверяют, что в таврели (или игру, похожую на таврели) активно играли еще племена так называемой «катакомбной» культуры, населявшие Русскую равнину почти четыре тысячи лет назад.

Упоминания о таврелях встречается в былинах о Владимире Красном Солнышке, Илье Муромце и Садко, а также в некоторых древнерусских летописях. А фигурки таврелей археологи до сих пор находят в Рязани, Новгороде, Смоленске и других старинных русских городах. Так что не будет большим преувеличением считать, что русские шахматы – одна из самых древних интеллектуальных игр на нашей планете.

Таврелями (от тюркского слова «тавро» — клеймо, изображение)
Таврелями (от тюркского слова «тавро» — клеймо, изображение)

При внешнем сходстве русских шахмат и индийских различий между ними гораздо больше. И дело не только в правилах игры и названиях фигур, о чем ниже еще пойдет речь. Различия лежат, скорее, в идейно-философской плоскости. Ведь в таврелях, словно в капле воды, отразились многие фундаментальные черты русского народа, русского характера. Остановимся вкратце на некоторых из них.

• Вопреки расхожим мифам, наши предки были люди основательные, привыкшие руководствоваться здравым смыслом во всем, что они делали. И это свойство русского характера получило отражение в игре.

• Взять хотя бы названия фигур. В отличие от индийских шахмат, в таврелях пешки называются ратниками, что вполне логично и понятно: ратник – это воин, это защитник земли Русской, человек, готовый с оружием в руках встать на защиту своего народа, своего языка, своей веры.

• В отличие от каких-то непонятных слонов, которых невесть каким ветром занесло в наши широты, в таврелях эта фигура называется лучником. Стрелы лучников как бы пронизывают все пространство шахматной доски по диагонали снизу вверх и сверху вниз, что более точно отражает игровые возможности фигуры.

• Вместо коней у нас всадники, и это тоже более чем разумно: в конце концов, поединок, в том числе и шахматный, ведут люди, а не кони.

• А вместо непонятного ферзя, который почему-то считается самой сильной фигурой на доске, в русском аналоге это – князь, что также вполне объяснимо: князь – это глава государства, командующий армией, ратью, в его руках сосредоточена колоссальная власть. Так что неудивительно, что именно князь в русских шахматах является самой сильной фигурой.

же заложен глубочайший философский смысл. Ведь волхв – это жрец, это хранитель веры, древних традиций, блюститель общественной морали и нравственности. Если у народа выбить духовно-нравственный стержень, никакие князья и рати не спасут. Наши предки отлично это понимали, и это нашло свое прямое отражение в игре.

Таврелями (от тюркского слова «тавро» — клеймо, изображение)
Таврелями (от тюркского слова «тавро» — клеймо, изображение)

По-разному протекает и поединок в классических шахматах и в таврелях. В индийском аналоге фигуры только и делают, что «убивают» и «съедают» друг друга. Ничего подобного не происходит в русском варианте игры. У нас ни одна фигура не покидает пределы шахматного поля. А самое худшее, что угрожает фигурам противника, это плен, где с ними, кстати, обращаются весьма гуманно. И в этом тоже нашло свое отражение одно из фундаментальных свойств русского характера, а именно: благородство, гуманность, милосердие даже по отношению к врагу, каким бы коварным и жестоким он ни был.

Возрождение таврелей началось в середине 90-х годов XX века, благодаря группе энтузиастов. Всё, по сути, приходилось делать впервые: собирать по крупицам информацию о правилах игры, разрабатывать ее теорию и методику обучения, налаживать выпуск комплектов фигур. Так постепенно, благодаря стараниям не равнодушных к истории Отечества людей удалось спасти от полного забвения эту замечательную интеллектуальную игру. А вскоре родилась и Федерация русских шахмат, призванная организовать и систематизировать эту многогранную работу в масштабах страны. Ее президентом был избран Заслуженный работник культуры РФ Владимир Ивановский, а вице-президентом - многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.

Как играть в таврели?
• Партия в русские шахматы играется между двумя партнерами, по очереди передвигающими фигуры (таврели) на квадратной клетчатой доске.
• Шахматная доска состоит из 64-х клеток, 8-ми горизонталей и 8-ми вертикалей. На шахматной доске также присутствуют черные и белые диагонали.
• У каждого игрока имеются по 16 фигур (таврелей).
Ходом считается передвижение таврели (одной или в составе башни по правилам верхней таврели) с одного поля на другое.

Волхв Король

Фигура Волхв соответствует королю. Главная фигура на поле. Передвигается по доске по классическим правилам: на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали.

Волхв может образовать башню, если она конечно не под ударом фигур противника, но другие фигуры образовать с ним башню не могут, то есть на него сверху вставать нельзя ни своим, ни чужим.

Князь в русских шахматах соответствует Ферзю в классических. Принцип передвижения тот же. Может сам организовывать башни, а также быть взят в плен противником. Князь является самой сильной фигурой в Таврели, пока в игру не вступает Хелги.

Всадник перемещается по ломаной линии: на два поля прямо и на одно поле наискосок (разумеется, за один ход). Кроме того, всадник - таврель, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Свой ход всадник может делать в любом направлении, и всегда этот ход напоминает букву «Г». В зависимости от того, в каком направлении движется всадник, и буква «Г» может выглядеть по-разному.

Лучник ходит на любое доступное поле по диагонали, на которой он стоит.

Лучник, он же слон в классике. Передвигается только по диагоналям. Один лучник - только по черным, другой - только по белым. Может организовывать башни и быть взят в плен.

Ратоборец соответствует ладье в шахматах. Передвигается так же только по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Перепрыгивать через фигуры не может, но может становится на них сверху, тем самым образуя башню, которая будет ходить по его правилам.
Участвует в рокировке.

Таврель ратник соответствует пешке. Ходит только вперед на одну клетку. Если же поле занято своей таврелей, может организовать с ней башню, встав на нее сверху. Брать в плен чужие таврели может только, также как и пешка в классике, наискосок.

Из исходного положения также может ходить сразу на две клетки вперед. В русских шахматах, также как и в традиционных, существует понятие - взятие на проходе.Отличие ратника от пешки происходит, rогда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции. В классике пешка становится дамкой, а в русских шахматах, таврель переворачивается и превращается в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Этот символ изображен на его нижней и боковой поверхности. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе башни, не может быть превращен, если на нем сверху стоит другая таврель.Если на перевернутого ратника ставится своя таврель или таврель противника, то фигура опять становится опять обычным ратником.

Ратник, стоящий в исходном положении перед волхвом, при описанных выше условиях превращается в хелги.

Хельги - фигура в русских шахматах аналога, которого нет в традиционных шахматных играх. Хельги может стать только ратник, стоящий перед волхвом и впоследствии достигший последней горизонтали. Это самая сильная фигура в Таврели. Ходить может не только как Князь (Ферзь), но еще и как Всадник (Конь). Одной такой фигурой можно поставить мат Волхву (Королю).

Если ратник, стоящий в исходном положении перед волхвом, доходит до самой дальней горизонтали, он превращается в хелги.

Хелги ходит на любое доступное поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых стоит, а также как всадник. Таким образом, возможность перемещения хелги соответствует объединенным возможностям князя и всадника. Это самая сильная фигура в русских шахматах. Хелги может без помощи других фигур поставить мат волхву противника.

Что такое башня?

Все таврели могут при своем ходе ставиться на другие таврели (свои или чужие), образуя башни. Исключение только одно: на волхва не может ставиться ни одна таврель. Башня может перемещаться по шахматной доске как целиком, так и разделяясь на части. При этом ее нижняя часть остается на прежнем месте и ее действие начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).

Башня – это грозное оружие, при помощи которого можно планировать самые неожиданные операции.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц