Найти тему
Наталья Баева

Хозяйка своей судьбы.

Шарлотта Бронте - романтик, которого к романтикам можно отнести лишь с большой долей условности. Едва ли она сама задумывалась, в каком это стиле и жанре творит. Просто сказала то, что хотела сказать..

"Джен Эйр" - "Дамский роман"? Потому, что заканчивается воссоединением двух людей, любящих друг друга давно и преданно? Интересно... многие ли дамы пожелали бы оказаться на месте героини? Выйти замуж за слепого вдовца, отягощенного дочерью - подростком и совершенно разорённого? Но почему все эти очевидные "минусы" не испугали Джен? Чтобы понять, насколько всё здесь логично и реалистично, надо не листать роман с конца, а читать с начала.

Восьмилетняя Джен не замечает окружающей роскоши, в особняке своей тётушки она ценит только богатую библиотеку. И потому, что любознательна, и потому, что только здесь её никто не обижает.

-2

Родителей своих Джен не помнит - умерли, а недавно умер и её замечательный дядя, брат отца. Больше Джен никому не нужна. У дядиной жены трое своих детей, "навязанная" ей девчонка в доме просто лишняя. Но миссис Рид не может признаться себе в своей собственной душевной недостаточности, и ищет причину своей неприязни... в девчонке.

-3

Послушать эту милую даму, так Джен - сборище всех пороков! И девочка, как будто, подтверждает это нелестное мнение - смеет отбиваться от её детей. Дети требуют от "бедной приживалки" (двоюродной сестры!) абсолютной, овечьей покорности. И Джен уже кажется счастьем заболеть - ведь фельдшер (настоящего доктора вызывают только к господам) говорит с ней по-человечески. Спрашивает, не попытаться ли ей пожить у другой родни? Правда, родственники её матери - люди бедные... "Бедные"? У Джейн это пока ассоциируется только с нищими бродягами...
- Но я не хочу быть бедной!
- Тогда в школу...

Джен заранее счастлива: она будет хорошо учиться и учителя её полюбят, а главное, у неё будут подруги!
Школа обдаёт таким казённым холодом! Нелепая форма, строй и весьма скудное питание. Все установленные здесь правила соблюдать просто невозможно, и дисциплина - это что-то вроде палки в руках воспитателей: мелкие промахи любимчиков они не замечают, но если кого невзлюбили...
Постоять несколько часов на табуретке с табличкой "лгунья" - это в порядке вещей. И попробуй объясни, что никакая ты не лгунья!

Вглядываясь в новых людей, Джен видит, что хорошие, благожелательные и справедливые учителя здесь есть, но они словно боятся быть добрыми. В чём дело?

-4

Одна Элен Бернс ничего не боится - такая чудесная девочка! Но Джен не понимает, почему же она не бунтует в ответ на откровенные издевательства?
- Я здесь для того, чтобы получить образование. И получу несмотря на все несправедливости!

-5

Умница Элен не доживёт до диплома - чахотка...

Но это благодаря ей Джен поняла - человеком становятся не "благодаря", а "вопреки"!
Вопреки таким моральным уродам, как мистер Брокльхерст, директор этого учебного заведения, который самолично считает каждый кусок, каждую рюшку на воротничках, который делает выговоры за "расточительность" и борется за нравственность, требуя стричь кудрявых наголо.

Хорошо, что через год его уличили во взятках и уволили.

Но что же в этой школе хорошего? Почему Джен сознаёт, что не променяла бы её на тётушкин особняк?
Здесь её оценили за действительные успехи - разглядели, что девочка талантлива, учат рисованию и музыке. "Вы чувствуете себя несчастными, - беседует с девочками мудрая мисс Темпль, - но когда вы закончите школу, несчастными себя почувствуют домашние девочки! Их родители передадут с рук на руки мужу, которого найдут им сами, а вы - вы будете хозяйками своей судьбы!"

Через десять лет Джен поймёт - быть хозяйкой своей судьбы непросто, но возможно. Именно образование дало ей независимость. И именно её независимый характер, самодостаточность заинтересовали мистера Рочестера, владельца замка, к дочери которого Джен устроилась гувернанткой.

Но старый замок хранит в себе какую-то тайну: жуткие звуки, полусумасшедшая прислуга, самовозгорания, которые едва успевают тушить!
"Тайной" оказалась сумасшедшая жена Рочестера.

-6

Вот именно этот момент кажется современному читателю нестерпимо-шаблонно-романтичным. Но если знать, ЧТО из себя представляли тогдашние богадельни для умалишённых - придётся согласиться: Рочестер выбрал не лучший вариант лишь потому, что другого не было.

"Я не сдал её в Бедлам, обеспечил уход, я её не предал! - рассуждает Рочестер, - но почему из-за неё я должен теперь отказаться от счастья с Джен?!"
А Джен, жалея Рочестера, всё же не колеблется:
-
Я не стану любовницей - мне важно уважать себя.

Вот принцип, который сегодня уже сложно понять - ведь уже лет сто считается, что любовь (не всякая, а только какая-то "настоящая" любовь), извиняет и оправдывает всё.

Но у этих любящих пути разойдутся и жизнь будет у каждого своя.
Придёт время, они встретятся снова и всё-таки будут счастливы. Потому, что достойны счастья. Потому, что заслужили его. Оба. Ненатурально? Почему же? Не всегда жизнь добивает своих жертв, некоторым всё же даёт пожить...

-7

***

Если ставить на эту книгу маркировку по возрасту - то какую? На каком этапе жизни человеку могут быть равно интересны обе части этого повествования - "про школу" и "про любовь"?

Не знаю.

Читала в школьные годы - интересной казалась только "школа". Остальное - через страницу. Потому, что надо же всё - таки узнать, чем кончилось.

Лет через двадцать интереснее стала "любовь": возникло и окрепло понимание, что любовь - это всегда чья-то победа - и чьё-то поражение. Растворение. Но здесь никто не "растворился"!

А теперь самой интересной героиней романа стала провинциальная Англия. Тот мир вересковых пустошей, редких ферм, и людей замкнутых, но надёжных. Непарадная, неброская, не слишком умная Англия, которую мисс Бронте так любила!