Презирая смерть во имя жизни,
Верные присяге до конца,
Верные незыблемо отчизне,
Бились комсомольские сердца.
В горячие боевые дни обороны Сталинграда 16 комсомольцев-гвардейцев повторили бессмертный подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев. Гвардейцы под командованием младшего лейтенанта Василия Кочеткова были атакованы на склоне одной высоты итальянскими солдатами.
Атака была отбита. За первой последовала вторая, третья, четвертая. 16 воинов отбили все четыре атаки. Два взвода итальянцев полегли на подступах к высоте. Фашистское командование бросило против гвардейцев большую группу немецких автоматчиков. Кочетков и его бойцы встретили их залпами из винтовок и пулеметным огнем. Тогда озверелые фашисты пустили в ход танки. У комсомольцев не было противотанковых ружей. Но отважный командир-комсомолец сохранил твердость духа, крепкую волю. Он собрал вокруг себя бойцов и сказал:
— Мы, гвардейцы и комсомольцы, должны остановить танки врага во что бы то ни стало. Вспомните двадцать восемь героев-панфиловцев. За их спиной была Москва, и они не сделали ни шагу назад. Нам тоже некуда отступать: за нами Сталинград. Будем биться до конца...
Двенадцать стальных машин, лязгая гусеницами, беспрерывно стреляя, мчались к высоте, которую обороняли 16 комсомольцев.
— Гранаты к бою!
— скомандовал Кочетков.
Стойко отбивались гвардейцы. Через несколько мгновений было подбито два танка, но остальные десять двигались вперед, осыпая окопы градом пуль и снарядов. Поредели ряды комсомольцев. Мало осталось их, совсем мало. Тяжело им было: неравен был бой. Но крепки нервы гвардейцев, несгибаема их воля к победе. Один из комсомольцев схватил противотанковую гранату и, не задумываясь, бросился под гусеницы фашистского танка. Герои погиб, но он выполнил свой воинский долг: третий танк был выведен из строя. Воодушевленные подвигом боевого товарища, гвардейцы подбили четвертый танк.
Кочетков был тяжело ранен. Он видел: против трех комсомольцев двигалось восемь немецких танков. Навстречу врагу полетели гранаты. Шесть танков повернули назад, но два продолжали упрямо лезть вперед. И тогда три гвардейца, три комсомольца — Василин Чирков, Михаил Степаненко и Михаил Шуктомов, — прижав к груди гранаты, бросились под гусеницы танков и телами преградили врагу путь к высоте...
(1943)