Кто им может быть? И чем он должен заниматься?
Не станем обсуждать вопрос: нужен ли такой «спец» в школе?
Вопрос решенный, хотя и в «пилотном» варианте.
Важно понять главное – заниматься воспитанием школьников, не зависимо от решений министерства, все же придется. Причем заниматься должным образом, а не так, как раньше, в форме внеклассных мероприятий (бесед и экскурсий), которые нынче ко всему прочему стали затруднительными по профилактическим причинам.
Но вернемся к поставленным вопросам.
Кто может быть «советником»?
Советник – это специалист, который знает вопрос лучше других, так как его постоянно изучает (теоретически и экспериментально). А следовательно, – это человек научно-практического креативного склада ума. Есть ли такие среди учителей? Если такие и появляются, то быстро исчезают, так как их «съедает» завуч, как самый консервативный элемент школьной системы принуждения. Следовательно, «советник» должен прийти «со стороны» – в лучшем случае из института усовершенствования. Но что из себя представляют нынче эти институты и можно среди его сотрудников найти «советников» для всех школ?
Второй вопрос: Чем должен заниматься «советник»?
Совершенно ясно, что он должен «советовать» (обосновывать и предлагать методы, средства, модели, схемы и пр.), а осуществлять само воспитание должны, естественно, другие с учетом его рекомендаций. Именно этим и отличается «советник» от зама по воспитательной работе, который сам организует и нередко сам проводит внеклассные мероприятия.
«Обосновывать и предлагать» – это значит помогать учителям овладевать концепцией воспитания и помогать ее реализовывать на своих уроках. Да, именно так: образовательный (или, если хотите, учебный) процесс должен стать воспитывающим.
Теперь о главном – о концепции. Согласно теории науки, не может быть двух и более научных концепций воспитания. По нашему мнению, научно обоснованная концепция воспитания (воспитание как мотивирование) предложена акад. РАН П. В. Симовыми еще 30 лет назад. Одновременно скажем, что концепция прошла научно-практическую апробацию (причем, почти полную с написанием учебных пособий) в 90-е годы прошлого столетия на примере «валеологии», нового предмета, который внедрялся в школы как предмет по выбору.
Не пришло ли время вернуться к концепции академика РАН?
Для заинтересованных предлагаем почитать педагогические статьи на Канале «Воз сена».
Последние статьи: «Будущий учитель», «Почему мало читают». Основополагающие статьи: "Обучение в школе должно быть воспитывающим, а воспитание - мотивирующим", «Школа в будущем».
Авторы Канала готовы к сотрудничеству.