Стоит отметить, что ещё до начала Великой Отечественной войны авиационные специалисты в СССР уже успели хорошо изучить конструкцию и летные качества немецкого двухмоторного истребителя. Дело в том, что по торговому соглашению от 1939 года, заключенному между Германией и СССР, советская военная комиссия получила возможность закупить в 1940 году некоторые образцы немецкого вооружения, среди которых оказались и пять тяжелых истребителей Bf 110C.
После интенсивных испытаний "мессер" получил высокую оценку советских специалистов. Главным образом произвело впечатление вооружение самолета. Две 20-мм автоматические пушки и четыре 7.92-мм пулемета обеспечивали боевому самолету вес секундного залпа 2.85 кг/с, что делало его на тот момент одним из самых тяжеловооруженных истребителей в мире.
При этом тяжелая машина развивала весьма приличную для 1940 года скорость 525 км/ч на высоте 5 000 метров и порядка 450 у земли. Таким образом, самолет был быстрее стоявших в то время на вооружении ВВС И-15 и И-16, но уступал в скорости новейшим Як-1, ЛаГГ-1 и МиГ-1, впрочем, их ещё только предстояло запустить в серийное производство.
Зато скороподъемность Bf 110 советскую комиссию не устроила - высоту 5 000 метров машина набирала долгие 8.4 минуты, да и маневренность тяжёлого истребителя оставляла желать лучшего. Чтобы сделать полный вираж, "мессеру" требовалось целых полминуты, поэтому бой пусть и с менее скоростными, но зато с гораздо более маневренными советскими истребителями Bf 110 был противопоказан. Это, собственно, и подтвердилось уже в первые дни после начала операции "Барбаросса".
Тем не менее после испытаний немецкого истребителя комиссия пришла к выводу, что советским ВВС самолёт, похожий на Bf 110, нужен. Правда, к началу войны ни один из проектов самолетов такого класса до ума довести в СССР так и не успели.
Оставшиеся же немецкие самолеты продолжали использоваться для испытаний. Например, на одном из них "обкатывали" 23-мм авиационную пушку МП-6. Ещё один Bf 110C в 1941 году был передан в состав одного из истребительных авиаполков ПВО.
Также летом 1941 года из техники, купленной в Германии до войны, была сформирована специальная эскадрилья майора В. И. Хомякова для проведения тайных операций. В ее составе было и три "сто десятых". Использовали их в основном для разведки. Были среди "советских" Bf 110 и трофейные.
Так, доподлинно известно, что в 1942 году на одном из трофейных Bf 110D младшими лейтенантами Опалевым и Окоровым выполнялись разведывательные рейсы. Во время одного из них они не проявили достаточной выдержки и все-таки сбили не ожидавшего от «своих» такой наглости немецкий бомбардировщик Ju 88. Однако «мессер» Опалева и Окорова в скором времени и сам был сбит по ошибке советской зенитной артиллерией.