Наступает 12-й сезон, как я готовлюсь оценивать знания по окончании курсов. За это время у меня накопились наблюдения и советы, которые так хочется вложить в сознание студентов, но это невозможно. Все мы смотрим на ситуацию сессии с разных колоколен. Но, возможно, если я опишу свои ощущения подробно, кого-то из студентов это заставит ненадолго сменить точку зрения.
Я оцениваю не студента, а его компетенции
В доковидную эпоху основной комбинацией компетенций было соединение конкретных знаний с навыками коммуникабельности. И, конечно, внешний облик, хочешь не хочешь, влиял на восприятие говорящего. Еще один достаточно сильный фактор влияния на оценку – объем общения преподавателя с конкретным студентом. Если человек часто ходит и часто говорит во время занятий, он автоматически воспринимается как трудолюбивый и заслуживающий доверия.
Сегодня мы имеем дело в основном с письменными работами, а потому я оцениваю, сумел ли студент учесть все требования к письменной работе, а также продемонстрировать знания в профессиональной области. И да, я снижаю оценку за недостаточный объем ответа, потому что в реальной жизни техническое задание на исполнение того или иного контракта может включать любые тонкости от количества страниц до количества иллюстраций. Это надо уметь прочесть и исполнить.
Я оцениваю компетенции человека на фоне его индивидуального прогресса
Самый частый вопрос на выходе из экзаменационной аудитории – а почему у него пять, а у меня четыре? Потому что для него это пять, а для тебя четыре. Все приходят с разным уровнем сформированности навыков. Грешно ставить пятерки людям, которые уже умели многое, но за полгода не усовершенствовались ни на микрон. И напротив – самых высоких оценок заслуживает тот, кто прыгнул выше своей головы.
Я оцениваю индивидуальный прогресс, но не индивидуальные обстоятельства
Моим студентам не повезло – мне очень трудно испытывать сочувствие по поводу личных обстоятельств, которые помешали сделать работу хорошо. Дело в том, что если учитывать ситуацию, то делать это нужно для всех сразу: на входе в аудиторию (или до начала онлайн-теста) проводить анкетирование, в котором расспрашивать о температуре, уровне гемоглобина, пережитых стрессах за последнее время и количестве родственников, проживающих вместе со студентом. Понятно, что это невозможно для человека, а нейросети еще массово не поставлены на службу в университетах, поэтому действует презумпция одинаковых условий для всех.
Пишите в комментариях, насколько вам близки эти принципы