Были у меня в жизни моменты, которые можно по-разному можно трактовать - педагогическая неудача, неприятный и царапающий самолюбие момент. Бывало и так, что вдруг совершенно не понимаешь, как реагировать на выходку ученика. Вот о последнем и расскажу.
Учила этих детей с первого по одиннадцатый класс. К третьему их классу у меня было уже две специальности - учитель начальных классов и учитель русского языка и литературы. Так и решила, что пойду с ними "до конца", до выпускного. Это, безусловно, интересный и даже уникальный опыт. Ты тащишь за собой весь багаж знаний о детях из начальных классов, принимаешь их ранний подростковый возраст как данность, но все равно порой сравнения не избежать: весьма непросто наблюдать, как некоторые милые, послушные, покладистые, воспитанные к классу седьмому становятся неуправляемыми и как будто чужими...
И вот восьмой класс. На практику пришла студентка. Первую неделю она сидела на всех уроках, присматривалась к детям, заполняла бумажки, выбирала ученика для развёрнутой характеристики-анализа.
Шёл урок литературы. Надо сказать, что программа восьмого класса - это тяжёлые для восприятия произведения (не только на мой взгляд), не учитывающие возрастные особенности подростков. Их весьма непросто читать, воспринимать, они зачастую пессимистичны. Список этот не разбавлен чем-то более близким по духу и времени. (Есть, кому-то интересно и хочется подробностей, хорошая статья по этому поводу - ссылку дам в конце публикации).
Не скажу конкретно, что тогда мы проходили, но было это что-то требующее огромной концентрации даже для обыкновенного восприятия информации: кто-то старательно слушал, кто-то делал вид, что внимает, были и те, кто откровенно позёвывал (впрочем, это было обычным их состоянием на уроках).
И вот в какой-то момент, буквально прерывая мой рассказ, один из "покладистых и скромных" до сего момента вдруг выдаёт с кривой улыбкой: "Скучно..." Я слышу, долго смотрю на него, его продолжающееся улыбаться лицо, не заостряю внимание и рассказываю дальше. На что тут же получаю двоекратное "скучно, скучно...". Вот как будто бес вселился. Дети задвигались, кто-то возмущенно пшикнул "чё, совсем дурак", кто-то хихикнул. Я успела подумать: ну вот, приехали, выплывай, дорогая...
Скучно бывает всем и часто. Но и не должно и не может быть всегда интересно. Есть то, что приходится вкладывать в голову усилиями и немалыми. И есть мотивация, элементарная вежливость, некие границы дозволенного. И зрелости. Когда ты отдаешь себе отчёт, как, что и когда можно говорить, когда знаешь, что есть вещи, где надо прилагать усилия. Даже если "скулы сводит".
Не буду пускаться в рассуждения, что "надо заинтересовать, преподавать так, чтобы глаз у ученика горел". Согласна, и я старалась, правда, старалась. Сейчас речь о другом: в совокупности всего того, что я знала об этом ученике, это всё выглядело как провокация. Парень глядел мне в глаза с вызовом: ну и что ты теперь скажешь? как будешь выкручиваться? Я читала это в его взгляде, в том, как он победно оглянулся на своих одноклассников. И это дезориентировало больше всего. Скромняга, мухи не обидит, весьма спокойный, и такое!
Прошло какое-то время, и тут я случайно узнаю, что из семьи парня ушёл отец. Сопоставляю по времени и понимаю, что урок тот - это были как раз те самые первые дни. Когда считаешь, что тебя предал не только отец, но и весь мир.
Ему было больно, и подсознательно (или явно) хотелось сделать больно другим: пусть это даже учительница, которую знаешь с первого класса и с которой никогда не конфликтовал.
Та самая статья, кому интересно:
Какие произведения должны теперь читать в 8 классе