Найти тему
Валерий Грачиков

10 000 ливров, которые больше похожи на 30 сребреников

В принципе, когда 3 января 1431 года герцог Бургундский Филипп продал епископу Кошону, а фактически английскому королю, командира одного из отрядов арманьяков по имени Жанна д’Арк за 10 000 ливров, он был целиком и полностью в своем праве.

Дело в том, что 23 мая 1430 года Жанна д'Арк под Компьеном попала в плен именно к бургундцам. Часто можно услышать, что в плен она угодила из-за предательства. Но нет, это была типичная военная ситуация – пошли на вылазку, а она не задалась с самого начала. А капитан, руководивший обороной города, увидев, что сейчас на плечах отступающих в ворота ворвутся бургундцы, предпочел пожертвовать малой частью ради остальных. Так бывает на войне. Тем более, что Жанну, как командира отряда в принципе должны были бы выкупить – так выкупали многих.

Но Жанну ее непосредственный сюзерен Карл VII, человек, которого она сделана не номинальным, а вполне коронованным королем, выкупать не захотел, или не стал, или по неизвестным нам причинам не смог.

-2

Так как Жанну взяли в плен на территории, в церковном плане подчинявшейся епископу Бове Пьеру Кошону, тот начал требовать её передачи для церковного суда. Причем просил Кошон от имени короля Англии и Франции Генриха VI (неважно, что тот еще ни о чем таком просить не мог, так как был ребенком, у него имелись очень авторитетные просильщики, например, герцог Бедфорд)

С июля до декабря между англичанами и бургундцами шли переговоры, которые закончились тем, что Жанну перевезли в Руан, где ее после завершения формальностей с бургундцами передали под церковную юрисдикцию для суда.

И тут надо понимать, что Филипп Бургундский действовал целиком и полностью по правилам того времени.

Во-первых, он был ОБЯЗАН передать важного пленника своему сеньору, а бургундский герцог за часть своих владений считался вассалом английского короля. Тем более, что малолетний Генрих, вообще-то был на тот момент не только английским, но и французским королем, если вспомнить договор в Труа. Это король арманьяков Карл VII был на тот момент еще непонятно кем, хоть и удерживал часть Франции. И уж точно бургундский герцог скорее бы договорился с англичанином, чем с тем, кто убил его отца.

Если вспомнить гораздо более ранние времена, то точно также со своим еще более знатным пленником поступил австрийский герцог Леопольд, когда он поймал Ричарда Львиное Сердце, но потом передал его императору Священной Римской империи как своему сюзерену.

Во-вторых, Карл VII, как уже отмечалось выше, своего военачальника выкупать не стал. Хотя ему вообще-то предложили. А пленник в те времена – это первым и главным образом деньги. И если у Филиппа Бургундского имелась возможность заработать, то почему бы ему не заработать. Французский патриотизм? А не было тогда никакого французского патриотизма. И немецкого, и даже русского. А Бургундия на тот момент – это вообще не Франция, а конгломерат земель, за которые бургундский герцог приносил вассальную присягу не только Франции, но и Священной Римской империи Германской нации.

-3

В-третьих, это вообще не одни французы продали француженку врагам своей страны англичанам, как это видится нам сейчас, когда мир столь радикально изменился. Это сторонники бургундской партии при французском дворе избавились от сторонницы враждебной партии арманьяков. А между этими партиями вражда была даже хлеще чем с англичанами. Потому что кровь Людовика Орлеанского и Жана Бесстрашного требовала отмщения. Это если описывать отношения двух партий очень коротко. Вот бургундцы и отдали своим временным тактическим союзникам опасного противника.

Так что аргументов, почему Филипп Добрый поступил с Жанной так, как должен был поступить, много. И время тогда было другое и ситуация была совсем не такой простой, как это видится теперь.

Но, черт побери, как же все-таки похожи эти 10 000 ливров на другую известную историческую сумму. На 30 сребренников...

------------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.