В Московском суде супруги-блогеры делят Instagram-аккаунт с 1 млн. подписчиков и ежемесячным доходом более 300 000 – о спорте, путешествиях и активном образе жизни. Их фамилию, название аккаунта, иные детали, адвокат не раскрыл, сославшись на запрет супруга.
Супруги вели аккаунт совместно, но по правилам Instagram, он должен быть оформлен на конкретного человека. Он был оформлен на супругу. Чтобы описать что такое Instagram-аккаунт в правовом поле, видимо, придется опрашивать представителя Facebook, которому принадлежит Instagram, пояснил адвокат.
Александр Тюльканов (Фонд «Сколково») считает, что аккаунт можно признать общим имуществом супругов, заведенным (созданным) в период брак не подлежащим разделу. Но разделить можно доходы, которые он приносит. При этом нужно определить, кто и в какой доле вносил вклад в его развитие – содержание, финансирование продвижения.
По мнению Олеси Петроль (доцент частного права) при распаде семьи следует установить памятный статус «Светлая память» по аналогии с замораживанием аккаунтов умерших людей. Но не исключает, что его можно сравнить с товарным знаком.
Супруги спорят, конечно, не из-за принадлежности самой странички, но из-за бизнеса, который за ней стоит.
Верховный Суд уже писал, что бизнес самостоятельным объектом гражданских прав не является, а разделу подлежат лишь доходы от его осуществления (Определение ВС РФ от 26.03.19. №81-КГ19-2).
Если на данный момент сложился рынок, на котором оборачиваются «раскрученные» Instagramаккаунты с аудиторией, то это указывает на его самостоятельную ценность, как инструмента заработка.
В общем, как и профильные юристы, считаю, что оптимальным решением будет оставление аккаунта за одним из супругов с присуждением другому компенсации. Либо разделение функций: авторства контента и финансирования продвижения с последующим равным (в иных долях) разделом дохода.
Вопрос в том, как установить рыночную стоимость аккаунта для определения суммы компенсации. Как определить ценность, если рынка продажи Instagram-аккаунтов нет. Но если есть – то как гибко установить цену, если аккаунт персонифицироан, а его читатели узнают о смене персоны. Ведь владелец аккаунта (авто публикаций) тесно связан с читателями, и наверняка при его смене, читателю "уйдут" к другому автору.
Как вы считаете должен быть решен спор?
Раздел Instagram-аккаунта супругов.
7 января 20217 янв 2021
31
1 мин