Найти в Дзене
Живопись

Художник Карл Петер Мазер

Оглавление
Для России шведский художник Карл Петер Мазер оказал, скажем прямо, неоценимую услугу: имея кроме несомненного таланта дух увлекающийся и авантюрный, Мазер предпринял трехлетнее странствие по Сибири с намерением написать серию портретов знаменитых русских людей. И хотя к 1848 году страсти по опальным декабристам заметно поутихли, до великой царской амнистии было ещё целых восемь лет, поэтому путешествие обещало не разочаровать заморского искателя приключений.

В свои тридцать лет Карл Мазер уже исколесил пол-Европы: побывал на французских баррикадах, посетил Италию, успев между делом подготовить 26 портретов для Выставки Королевской академии в родной Швеции. Наконец, в 1838 году попутный ветер перенёс его с берегов Финляндии в Петербург, откуда, собственно, и началось знакомство непоседливого шведа с загадочной российской землёй. В течение следующих пятнадцати лет Мазер буквально исколесил Россию с запада на восток, добравшись в своих творческих исканиях аж до самого Иркутска!

«Портрет племянниц Сигрид и Анны Мазер»,1858, Национальный музей, Стокгольм
«Портрет племянниц Сигрид и Анны Мазер»,1858, Национальный музей, Стокгольм

В ту пору жизнь художника превратилась в нескончаемую вереницу ярких впечатлений: близкое знакомство со старинными русскими городами Москвой и Ярославлем, путешествие с бурлацкими артелями по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, встречи с пёстрой многоязычной публикой, заселявшей окраинные сибирские земли империи – золотоискателями, местными аборигенами тунгусами, бурятами, якутами, заезжими вояжёрами из Китая. И каждое новое впечатление чудесным образом превращалось у Карла Мазера в меткие карандашные наброски или, в зависимости от художественной значимости момента, – в красочные полотна маслом.

Энтузиазм шведского живописца далеко не везде встречал должной административной поддержки; ведь даже через четверть века над бывшими участниками декабрьского восстания, постаревшими и поблекшими от пережитых страданий, всё так же висел дамоклов меч пожизненного изгнания. Тобольские власти выслали Мазера из города, едва тот приступил к групповому портрету жены и детей декабриста А.М. Муравьёва. Но чем дальше продвигался он вглубь Сибири, тем обширнее становилось вожделенное собрание. В Ялуторовске были написаны портреты И.Д. Якушкина и И.И. Пущина, в Иркутской губернии к ним добавились изображения С.Г. Волконского, П.И. Борисова, П.А. Муханова, А.В. Поджио, всего же из поездки художник привёз более двадцати портретов декабристов.

Работы, выполненные большей частью в карандаше, удивляют подчёркнутым однообразием: одинаковые позы, схожая посадка в профиль, тусклый фон, – словно в одну комнату заводили разных персонажей для фото на память (кстати, Мазер и впрямь занялся сначала дагеротипией, а потом фотографией по своему возвращению из сибирского «похода»). Но вот что удивительно: выражения лиц схвачены настолько точно, что с помощью скупых грифельных линий вычерчиваются характеры героев, целые жизненные истории их нравственных побед или поражений.

«Портрет Марии Волконской», 1848, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
«Портрет Марии Волконской», 1848, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Но есть среди картин одна, к работе над которой Карл Мазер отнёсся с нескрываемым пристрастием, не пожалев времени и красок, чтобы передать своё впечатление от встречи с княгиней Волконской. В 1848 году Марии Николаевне было уже за сорок, и кроме беззаветной любви к дочери и сыну в её жизни, казалось, не осталось уже ничего. В двадцать лет по доброй воле отправившись за пожизненно осуждённым мужем в Сибирь, не разделяя его взглядов, но храня супружескую верность, Волконская прошла все круги ада, сохранив гордый взгляд и твёрдый характер. Такой и изобразил её шведский художник, поражённый «аристократической грацией... и обворожительным даром светскости» (из мемуаров К.П. Мазера).

«Посмертный портрет А. С. Пушкина», 1839
«Посмертный портрет А. С. Пушкина», 1839

Тщательно, с лёгким кокетством уложенные волосы; сдержанный, по-светски изысканный наряд; горделивая осанка, спокойное лицо и эти «очи /яснее дня/ темнее ночи», воспетые когда-то А.С.Пушкиным, – из калейдоскопа деталей складывается безупречный образ легендарной княгини. И только взгляд, полный невыразимой мучительной тоски, от которого нет сил отвести глаз, напоминает о том, что Мария Волконская была, прежде всего, просто женщиной, мечтавшей о счастье и любви.

«Посмертный портрет А. С. Пушкина», 1839, фрагмент
«Посмертный портрет А. С. Пушкина», 1839, фрагмент

Имя Александра Сергеевича мы вспомнили здесь неслучайно, ведь он также стал однажды героем картины Мазера. Правда, в отличие от Марии Николаевны, с Пушкиным Мазеру при жизни встретиться не довелось. За кисть художник взялся в 1839 году по просьбе близкого друга поэта – П.В. Нащокина, который не только собрал целую коллекцию предметов, принадлежавших Пушкину (в том числе домашний красный архалук и перстень с печатью), но вызвался позировать в качестве модели. Видимо, задача оказалась столь необычной для художника, что при всём таланте ему так и не удалось вдохнуть жизнь в посмертный портрет.

Автор: Мила

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи! Приглашаем посетить наш сайт!

Видео: Новогоднее поздравление канала «Живопись» любимым читателям!

Художник Илья Горгоц: незнакомыми дорогами

«Русскость» в живописи