Найти тему

Как Ильяхов пытался меня убедить, что лжи не существует, и каждый прав по-своему

Оглавление

Прочитав какую-нибудь книгу, постепенно начинаешь её осмыслять. Как идеи автора отзываются во мне?
Вспоминаешь яркие моменты — да, вот это действительно интересно было! Иногда хочется скривиться — нет, не убедил.

М. Ильяхов. Источник фото: https://vk.com/ilyahov_krasnodar?z=photo-175806678_457239248%2Falbum-175806678_0%2Frev
М. Ильяхов. Источник фото: https://vk.com/ilyahov_krasnodar?z=photo-175806678_457239248%2Falbum-175806678_0%2Frev

Некоторые главы в последней части книги М. Ильяхова "Ясно, понятно." дались мне эмоционально тяжело. Я не сомневаюсь в профессиональных качествах основателя сервиса "Главред", Ильяхов дает ценные советы для авторов по созданию текстов, подробнее об этом я пишу здесь.

Тут дело в том, что мы с М.Ильяховым придерживаемся разных жизненных принципов. Сквозь всю книгу "Ясно, понятно." проходит постмодернистский тезис "каждый прав по-своему". Человек — существо субъективное, весь мир своим ограниченным разумом понять не в состоянии. Отсюда однобокость восприятия. Для одного мир — волшебство, для другого — помойка.

Где же правда?

Правда, по мнению Ильяхова, и там, и там. Просто надо выбрать ту реальность, которая больше подходит для конкретной ситуации. Представьте себе журналиста. Если ему сегодня выгодно, он топит за красных. Завтра он топит за белых, а послезавтра — за зелёных. Ведь каждый прав по-своему! А журналист со всеми дружит, всем кивает и всегда в шоколаде. Как вам такое?

Я согласна с идеей ограниченности человеческого восприятия. Мир действительно огромен и сложен. Как это всё уложить в одну коробочку? Человек вынужден моделировать реальность в своём сознании, ведь существовать как-то надо. Любое живое существо стремится ... выжить. Если живое существо перестанет ставить перед собой цель "выживание", то очень скоро оно станет мёртвым. Таким образом, мир — это не то место, где можно выбрать реальность на свой вкус и цвет. Мир — это место, к которому нужно приспособиться, чтобы выжить. Чем лучше картина мира конкретного человека прогнозирует реальность, тем лучше он может устроится в этой самой реальности. Конечно, от субъективности никуда не деться. Поэтому мы постоянно учимся и совершенствуем свои представления о мире.

Ценности против задач

Мир — это не компьютерная игра, где можно выбрать персонажа, одев его то в зелёное, то в красное, бесконечно перезагружаться, если не получилось. В реальности нет возможности сохраниться, жизнь у всех одна. Поэтому очень важно правильно расставить приоритеты.

Что важно, а что второстепенно?

Вот здесь мы подходим к ценностям. Что для вас представляет ценность? Ваша жизнь? Жизнь ваших родных? Их здоровье? Их благополучие?

Вы бы отправили своих родных на отдых в город, где проходят акции протеста?

Ильяхов в своей книге приводит пример с выступлением "жёлтых жилетов". Спекулируя на тему "правда у всех своя", он готов показать любую картинку Парижа, которую захочет редактор: хоть кровь, хоть гламурные кафешки и памятники архитектуры. Надо показать товарный вид города? Легко! Разбитые витрины в фокус объектива не попадут.

Я сделала фото страниц из книги, где подробно описана эта история. Листайте галерею.

На мой взгляд, ужасный пример. Дичь дичайшая — советовать людям отдых в городе с беспорядками, предлагая как отмазку какую-то картинку с "красными зонами". Можно подумать, протестующие будут с ней сверятся! Поведение толпы стихийно и непредсказуемо, никакие схемы не помогут. Сегодня "жарко" в одном месте, а завтра — в другом.

Этот пример отлично подойдёт для демонстрации того, как постмодернистский принцип относительности правды может навредить. Мир — это не то место, где вы можете просто выбрать уютную кафешку, не обращая внимания на пролетающий мимо камень митингующих. Необходимо прежде всего согласовать увиденное с иерархией внутренних ценностей. Да, вы может быть обожаете всё красивое и без ума от Парижа. Но что ценнее Париж или ваше здоровье?

Человеческая жизнь ценнее, чем задачи редактора?

Ответ на этот вопрос избавил бы журналиста от метания между "разными правдами". Нельзя просто закрыть глаза на беспорядки, как сделано на стр. 361, где на рисунке остались только Эйфелева башня и две машинки. Нельзя написать статью в духе "В Париже классно", когда там идут столкновения между полицией и протестующими. Такая статья будет лживой, потому что вводит людей в заблуждение. Своими фотографиями журналист создает иллюзию комфортного места, которым город на момент беспорядков не является.

Без сомнения, М.Ильяхов — умный и талантливый человек, который искусно применяет манипуляции в своей книге. Возможно, я напишу ещё одну статью по мотивам "Ясно, понятно.", где разберу примеры из книги на предмет уловок. Рекомендую к прочтению эту книгу! Кроме полезных советов для начинающих авторов, там много всего интересного. Только читать её нужно внимательно и вдумчиво, и не давать водить себя за нос.

Автор — Ирина Лямшина